/ Диалог с конфессиями
Трансцендентальный трансгуманизм как вероятное будущее человечества
Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж, Махамандалешвар индийского ордена Джуна акхара, русскоязычный мастер йоги. Выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 18 февраля 2012 года, Москва.
Кроме того, что я – религиозный деятель и монах, я также занимаюсь вопросами философии и трансгуманизма. Примерно в 2001–2005 годах я написал ряд статей по философии трансгуманизма. Это были размышления на тему будущего и о том, какой именно трансгуманизм нам нужен. Так родилась идея трансцендентального трансгуманизма. В то время я высказал предположение, что будущее человечества будет связано с переходом человека к неочеловеку и постчеловеку. И что этот переход будет не только технологическим, технократическим, он будет связан с созданием новой метаэтики, новой культуры, и он также будет связан с духовными практиками, с гармоничной интеграцией духовных практик и духовного мировоззрения, которое существует в традиционных религиозных системах, с их новым научным прочтением и применением этого духовного опыта. И я ряд видеть, что этот конгресс состоялся и на этом конгрессе есть взаимодействие ученых и религиозных деятелей. То есть в каком-то смысле эти прогнозы начали оправдываться через десять лет.
Так, идея трансцендентального трансгуманизма, она проста: будущее человека связано с тем, что человек должен идти дальше по пути своей эволюции, он должен преодолевать свою ограниченную природу. Хватит рождаться и умирать так же, как это делают животные – кошки, собаки, обезьяны. Хватить стареть, есть по старинке. Надо идти к более высокому состоянию. Надо менять свою жизнь во всех аспектах, в том числе и преодолевать ограничения нашего физического тела. Но это надо делать, опираясь не только на науку и новые технологии, но также на тот опыт этики и культуры, накопленный тысячелетними духовными системами, – их надо просто гармонично интегрировать.
Современному человечеству не хватает осмысления эволюционной парадигмы. Вроде бы происходят разработки некоторых устройств, некоторых направлений науки. Но разве мы видим, что это занимает большую часть населения планеты? На самом деле вопросы эволюции, вопросы эволюционной стратегии интересуют, к сожалению, меньшинство. Но моя мечта в том, чтобы в Организации Объединенных Наций переход к неочеловечеству, реализация бессмертия стали вопросом номер один на повестке дня. Чтобы все лидеры стран G20, G8 собрались и сказали: «Давайте подумаем, что пока человек смертен, пока не решен вопрос смерти, пока мы не достигли бессмертия, нам, наверное, есть смысл подумать о том, как в первую очередь решить эту проблему». Нам не очень нужны автомобили, если мы смертны. Если мы смертны, может быть, нам не так уж нужны какие-то девайсы и другие устройства? Потому что если мы умираем, то все это становится бесполезным. Это означает, что вопрос смерти, преодоления смерти и трансцендирования смерти, переход к бессмертному человеку является на самом деле самым главным в жизни человека.
Религиозные деятели по роду своей, так сказать, профессии это понимают, потому что они занимаются этим всю жизнь. Но часто, когда мы живем в условиях потребительской культуры, культуры, которая побуждает нас желать и получать устройства для исполнения желаний, желать все больше, побуждает исполнять разнообразные изощренные желания, часто такая культура отучает нас мыслить, отучает целенаправленно осознавать смыслы нашей жизни, вырабатывать правильные ценности, ставить правильные цели в жизни и добиваться их выполнения правильными действиями.
В связи с этим я думаю, что вопрос даже не в технологиях. Технологии проекта «Аватар», переноса сознания в альтернативное небелковое тело, о которых говорилось, они обязательно появятся, это ведь вопрос только приложения усилий научного сообщества и вложения инвестиций. Я думаю, что прежде всего нам нужно заявить о том, что человечеству пришло время вырабатывать новую парадигму жизни, новую парадигму существования, новые смыслы, ценности и цели, и заявлять о них как можно больше с больших трибун. Если мы не выработаем такую культуру новой жизни и не будет политической воли, не будет социального заказа на все эти достижения, то не будет средств на их разработку. И тогда не будет этой реализации. Если мы создадим такую культуру, если мы создадим потребность у как можно большего числа людей на Земле к эволюционному развитию, к реализации бессмертия, это обязательно породит социальный заказ. А любой социальный заказ получает отклик в виде политической воли, привлечения инвестиций и резкого увеличения исследований, а значит, и результата этих исследований. И, я вижу, здесь большая проблема. И задача этого форума – это породить такую новую парадигму, породить такую новую культуру.
Каково будущее человечества? Я не ученый, я следую религиозной традиции адвайта-веданты и более 25 лет изучаю священные тексты этой традиции. В соответствии с этим я буду говорить, основываясь именно на этой традиции. Эволюция человечества встроена в духовную традицию веданты. Человек есть переходное существо. Он не есть венец творения ни в коем случае, он не есть венец природы. Это во многом несовершенное существо. Но в него заложена возможность развиваться и эволюционировать. И философия веданты рассматривает такую возможность эволюции. Человек должен стать совершенным существом. И это совершенное существо рано или поздно должно стать богосуществом.
Что говорится в тексте «Мокшадхарма»? Это часть знаменитого эпоса – «Махабхараты». «Ни страшная мощью смерть, ни страдания, о царь, над безмерно великолепным йогином не властны. Размножив свой образ много тысяч раз, во всех этих телах странствует по земле йогин, достигший силы. В одном из них он может пользоваться предметами чувств, в другом – совершать умерщвление плоти, он может снова себя собрать в один образ, как солнце множество своих лучей собирает».
Также я хотел бы привести цитату знаменитого русского ученого Вернадского: «Биологические структуры человека, в первую очередь структура мозга, будут изменены по существу, и этот организм выйдет за пределы Земли и Солнечной системы. Человек будущего освободит себя от рабской зависимости, от остального растительного и животного мира, доставляющего ему в борьбе за источники питания столько тяжких забот и приводящего его нередко к преждевременной смерти от голода и болезней. Человек победит смерть в себе, он станет потенциально бессмертным».
Итак, каким образом выглядит эволюция человечества и эволюция каждого человека? Согласно учению йогов она выглядит примерно так: человек становится бессмертным. Мало того, вместо одного тела он получает возможность жить в нескольких телах. Развиваясь, он обязательно становится мультителесным, его сознание имеет выбор, в каком носителе и через какой носитель действовать. И следующее, что важно: внешняя вселенная становится субъективной, из внешней вселенной он переходит в то, что ученые называют омниктивной реальностью. Внешняя вселенная становится субъективной управляемой реальностью.
Будущее каждого человека и человечества в целом связано с переходом к божественному, к божественным существам. И если мы сейчас выразим такое намерение определить четко парадигму нашей дальнейшей эволюции на третье тысячелетие, и мы заявим, что да, ученые рекомендуют задуматься всем главам государств, всем политикам, всем правительствам, сидящим в Организации Объединенных Наций, об эволюции, о том, что мы должны эволюционировать, и эта эволюция должна нас вести в сторону богочеловека, в сторону бессмертия, мультителесности, жизни в мультиреальности... Если мы выработаем сейчас такое намерение и начнем разрабатывать технологии, которые позволят это реализовать, это станет новым поворотным этапом в жизни всего человечества.
Движение «2045». Я хотел бы мысленно присоединиться и поддержать его, поскольку фактически оно выражает все те смыслы и ценности, о которых думают многие из нас.
В нашей традиции существует длительная линия преемственности, которая говорит о принципиальной возможности переноса сознания в альтернативный носитель. Такие техники на санскрите называются «паракайя видья», на тибетском «тронг джуг». Что это означает? Это означает, что йог, достигший определенной квалификации, уже реализовал те технологии, о которых сейчас говорят ученые, – переноса сознания в альтернативное тело. Он может покинуть свое физическое тело и войти в тело другого. И он может это делать, в принципе, бесконечно, если есть подходящий носитель.
Я знаком лично с великим святым Индии Махайсиддхом Пайлотом Бабой. Пайлот Баба неоднократно выполнял различные практики отделения сознания от физического тела и переноса сознания в другое тело. И его знакомые йоги также это выполняли. Они продолжали свою жизнь тем, что когда йог состарился, он подыскивал себе готовое тело, и если это тело было свободно, он мог перенести свое сознание в тело другого. То есть фактически технологии бессмертия, технологии переноса сознания, – они уже реализованы в отдельных культурах и в отдельных древних традициях, но они закрыты для научного сообщества. И если научное сообщество обратит внимание на существование этих технологий и попытается воспользоваться ими, чтобы сделать это доступным не только тем, кто ведет духовную практику, но сделать это обыденной технологией, это принесет благо всему человечеству.
Поделиться в Живом Журнале
Далай-лама: «Наши возможности значительно возрастут»
Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV встретился с основателем движения «Россия 2045» Дмитрием Ицковым. Его Святейшество рассказал, как относится к созданию искусственного мозга и как могут взаимодействовать наука и духовные традиции.
ПодробнееКруглый стол «Диалог конфессий»
В Москве в рамках Конгресса "Global Future 2045", который состоялся в феврале 2012 года, прошел круглый стол «Диалог конфессий».
ПодробнееМаха-йог Пайлот Баба о взаимодействии науки и религии
Мнение знаменитого Маха-йога Пайлота Бабы о взаимодействии науки и религии, об искусственном теле и переносе сознания человека.
ПодробнееМодели реальности как источник конфликта
Выступление Архиепископа Оттавского в юрисдикции Православной Церкви в Америке Лазаря Пухало на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 19 февраля 2012 года, Москва.
ПодробнееБоддхимен как герой нового времени
Доклад Ачарьи Гонбо Дордже, настоятеля Оргакинского Хурула «Богдо Далай-Ламин Раши Лунпо» (основан в 1681 г., Калмыкия) на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 19 февраля 2012 года, Москва.
ПодробнееАлан Франсис. Три стороны аватара
В своей статье Алан Франсис, учитель в традициях Даосизма и Гурджиевской Работы, рассуждает об ослаблении души человека и возможной синергии человека и механизма.
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- ХиросиДоцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- Сергей НиколаевичРуководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
Ениколопов«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
- Дмитрий АлексеевичДиректор Центра клеточных и биомедицинских технологий Первого Московского государственного медицинского университета, специалист по осознанному управлению здоровьем, биотерапии и профилактике старения
ШаменковЧлен инициативной группы«Тело постепенно становится искусственным, появляются новые ткани, замещающие существующие, новые средства коммуникации, так или иначе расширяющие пределы нашего тела. Безусловно, человек технологизируется. Поэтапно мы движемся к формированию кибернетического организма...»
- Дмитрий ХаметовичХудожник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
- Михаил ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории термостойких термопластов ИСПМ РАН, создатель наносенсорной нейроподобной системы «Электронный нос»
ЯблоковЧлен инициативной группы«При создании искусственного человека к робото-техническому направлению, которое сейчас преобладает, надо добавить эмоциональное. На самом деле, эта идея комплексная, она витает в воздухе...»
- Марат СеменовичРазработчик инновационных технологий, изобретатель, мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), кандидат педагогических наук
Гафитулин«...В моем понимании слияние человека и машины началось сразу же, как только человек целенаправленно взял в руки предмет своего труда».
- Виктор ФедоровичЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- Давид ИзраилевичДоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии ИИ
Дубровский«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
- Сергей АлександровичРуководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».
- Александр ЯковлевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Каплан«К тому времени, когда мозг можно будет перенести в искусственное тело, роботы достигнут совершенства формы и будут выглядеть, как вполне приличное человеческое тело...»
- Сергей БорисовичИсследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории, литературный критик и публицист, социолог, соционик и военный историк
Переслегин«... Проект «2045» требует немереного инженерного обеспечения. И я утверждаю, что и для России, и для всего мира единственная возможность преодолеть фазовый барьер – это решить не биологические задачи, не биотех, а решить задачу на удержание инженерии на критические 20 лет...»
- Олег ГеоргиевичАвтор концепции психонетики, разработчик методологии и методик деконцентрации, корпуса техник активизации сознания и прямой работы с сознанием.
Бахтияров"...«Россия 2045» заставит нас обсуждать очень серьезные вопросы, и это обсуждение приведет к серьезным переформулировкам. Я полагаю, произойдет смещение задач от продления жизни на управляемое развитие человека с выходом за пределы человеческих ограничений..."
- Владимир НиколаевичДиректор Филиала РГМУ «НКЦ геронтологии» Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор
Шабалин«Россия была и остаётся богатой интеллектуалами, несмотря на значительную утечку мозгов за рубеж. А когда будут первые результаты, с удовольствием вернутся и наши специалисты и потянутся иностранные...»
- Александр АлексеевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
Фролов«Проблема создания искусственной памяти, сохраняющей содержимое естественной памяти индивидуального человека, хотя и является сложной, но представляется разрешимой...»