/ Новости

03.05.2012

Трансцендентальный трансгуманизм как вероятное будущее человечества

Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж, Махамандалешвар индийского ордена Джуна акхара, русскоязычный мастер йоги. Выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 18 февраля 2012 года, Москва.

 

Кроме того, что я – религиозный деятель и монах, я также занимаюсь вопросами философии и трансгуманизма. Примерно в 2001–2005 годах я написал ряд статей по философии трансгуманизма. Это были размышления на тему будущего и о том, какой именно трансгуманизм нам нужен. Так родилась идея трансцендентального трансгуманизма. В то время я высказал предположение, что будущее человечества будет связано с переходом человека к неочеловеку и постчеловеку. И что этот переход будет не только технологическим, технократическим, он будет связан с созданием новой метаэтики, новой культуры, и он также будет связан с духовными практиками, с гармоничной интеграцией духовных практик и духовного мировоззрения, которое существует в традиционных религиозных системах, с их новым научным прочтением и применением этого духовного опыта. И я ряд видеть, что этот конгресс состоялся и на этом конгрессе есть взаимодействие ученых и религиозных деятелей. То есть в каком-то смысле эти прогнозы начали оправдываться через десять лет.

Так, идея трансцендентального трансгуманизма, она проста: будущее человека связано с тем, что человек должен идти дальше по пути своей эволюции, он должен преодолевать свою ограниченную природу. Хватит рождаться и умирать так же, как это делают животные – кошки, собаки, обезьяны. Хватить стареть, есть по старинке. Надо идти к более высокому состоянию. Надо менять свою жизнь во всех аспектах, в том числе и преодолевать ограничения нашего физического тела. Но это надо делать, опираясь не только на науку и новые технологии, но также на тот опыт этики и культуры, накопленный тысячелетними духовными системами, – их надо просто гармонично интегрировать. 

Современному человечеству не хватает осмысления эволюционной парадигмы. Вроде бы происходят разработки некоторых устройств, некоторых направлений науки. Но разве мы видим, что это занимает большую часть населения планеты? На самом деле вопросы эволюции, вопросы эволюционной стратегии интересуют, к сожалению, меньшинство. Но моя мечта в том, чтобы в Организации Объединенных Наций переход к неочеловечеству, реализация бессмертия стали вопросом номер один на повестке дня. Чтобы все лидеры стран G20, G8 собрались и сказали: «Давайте подумаем, что пока человек смертен, пока не решен вопрос смерти, пока мы не достигли бессмертия, нам, наверное, есть смысл подумать о том, как в первую очередь решить эту проблему». Нам не очень нужны автомобили, если мы смертны. Если мы смертны, может быть, нам не так уж нужны какие-то девайсы и другие устройства? Потому что если мы умираем, то все это становится бесполезным. Это означает, что вопрос смерти, преодоления смерти и трансцендирования смерти, переход к бессмертному человеку является на самом деле самым главным в жизни человека.

Религиозные деятели по роду своей, так сказать, профессии это понимают, потому что они занимаются этим всю жизнь. Но часто, когда мы живем в условиях потребительской культуры, культуры, которая побуждает нас желать и получать устройства для исполнения желаний, желать все больше, побуждает исполнять разнообразные изощренные желания, часто такая культура отучает нас мыслить, отучает целенаправленно осознавать смыслы нашей жизни, вырабатывать правильные ценности, ставить правильные цели в жизни и добиваться их выполнения правильными действиями.

В связи с этим я думаю, что вопрос даже не в технологиях. Технологии проекта «Аватар», переноса сознания в альтернативное небелковое тело, о которых говорилось, они обязательно появятся, это ведь вопрос только приложения усилий научного сообщества и вложения инвестиций. Я думаю, что прежде всего нам нужно заявить о том, что человечеству пришло время вырабатывать новую парадигму жизни, новую парадигму существования, новые смыслы, ценности и цели, и заявлять о них как можно больше с больших трибун. Если мы не выработаем такую культуру новой жизни и не будет политической воли, не будет социального заказа на все эти достижения, то не будет средств на их разработку. И тогда не будет этой реализации. Если мы создадим такую культуру, если мы создадим потребность у как можно большего числа людей на Земле к эволюционному развитию, к реализации бессмертия, это обязательно породит социальный заказ. А любой социальный заказ получает отклик в виде политической воли, привлечения инвестиций и резкого увеличения исследований, а значит, и результата этих исследований. И, я вижу, здесь большая проблема. И задача этого форума – это породить такую новую парадигму, породить такую новую культуру.

Каково будущее человечества? Я не ученый, я следую религиозной традиции адвайта-веданты и более 25 лет изучаю священные тексты этой традиции. В соответствии с этим я буду говорить, основываясь именно на этой традиции. Эволюция человечества встроена в духовную традицию веданты. Человек есть переходное существо. Он не есть венец творения ни в коем случае, он не есть венец природы. Это во многом несовершенное существо. Но в него заложена возможность развиваться и эволюционировать. И философия веданты рассматривает такую возможность эволюции. Человек должен стать совершенным существом. И это совершенное существо рано или поздно должно стать богосуществом.

Что говорится в тексте «Мокшадхарма»? Это часть знаменитого эпоса – «Махабхараты». «Ни страшная мощью смерть, ни страдания, о царь, над безмерно великолепным йогином не властны. Размножив свой образ много тысяч раз, во всех этих телах странствует по земле йогин, достигший силы. В одном из них он может пользоваться предметами чувств, в другом – совершать умерщвление плоти, он может снова себя собрать в один образ, как солнце множество своих лучей собирает». 

Также я хотел бы привести цитату знаменитого русского ученого Вернадского: «Биологические структуры человека, в первую очередь структура мозга, будут изменены по существу, и этот организм выйдет за пределы Земли и Солнечной системы. Человек будущего освободит себя от рабской зависимости, от остального растительного и животного мира, доставляющего ему в борьбе за источники питания столько тяжких забот и приводящего его нередко к преждевременной смерти от голода и болезней. Человек победит смерть в себе, он станет потенциально бессмертным».

Итак, каким образом выглядит эволюция человечества и эволюция каждого человека? Согласно учению йогов она выглядит примерно так: человек становится бессмертным. Мало того, вместо одного тела он получает возможность жить в нескольких телах. Развиваясь, он обязательно становится мультителесным, его сознание имеет выбор, в каком носителе и через какой носитель действовать. И следующее, что важно: внешняя вселенная становится субъективной, из внешней вселенной он переходит в то, что ученые называют омниктивной реальностью. Внешняя вселенная становится субъективной управляемой реальностью. 

Будущее каждого человека и человечества в целом связано с переходом к божественному, к божественным существам. И если мы сейчас выразим такое намерение определить четко парадигму нашей дальнейшей эволюции на третье тысячелетие, и мы заявим, что да, ученые рекомендуют задуматься всем главам государств, всем политикам, всем правительствам, сидящим в Организации Объединенных Наций, об эволюции, о том, что мы должны эволюционировать, и эта эволюция должна нас вести в сторону богочеловека, в сторону бессмертия, мультителесности, жизни в мультиреальности... Если мы выработаем сейчас такое намерение и начнем разрабатывать технологии, которые позволят это реализовать, это станет новым поворотным этапом в жизни всего человечества. 

Движение «2045». Я хотел бы мысленно присоединиться и поддержать его, поскольку фактически оно выражает все те смыслы и ценности, о которых думают многие из нас.

В нашей традиции существует длительная линия преемственности, которая говорит о принципиальной возможности переноса сознания в альтернативный носитель. Такие техники на санскрите называются «паракайя видья», на тибетском «тронг джуг». Что это означает? Это означает, что йог, достигший определенной квалификации, уже реализовал те технологии, о которых сейчас говорят ученые, – переноса сознания в альтернативное тело. Он может покинуть свое физическое тело и войти в тело другого. И он может это делать, в принципе, бесконечно, если есть подходящий носитель.

Я знаком лично с великим святым Индии Махайсиддхом Пайлотом Бабой. Пайлот Баба неоднократно выполнял различные практики отделения сознания от физического тела и переноса сознания в другое тело. И его знакомые йоги также это выполняли. Они продолжали свою жизнь тем, что когда йог состарился, он подыскивал себе готовое тело, и если это тело было свободно, он мог перенести свое сознание в тело другого. То есть фактически технологии бессмертия, технологии переноса сознания, – они уже реализованы в отдельных культурах и в отдельных древних традициях, но они закрыты для научного сообщества. И если научное сообщество обратит внимание на существование этих технологий и попытается воспользоваться ими, чтобы сделать это доступным не только тем, кто ведет духовную практику, но сделать это обыденной технологией, это принесет благо всему человечеству.




04.05.2012

Далай-лама: «Наши возможности значительно возрастут»

Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV встретился с основателем движения «Россия 2045» Дмитрием Ицковым. Его Святейшество рассказал, как относится к созданию искусственного мозга и как могут взаимодействовать наука и духовные традиции.

Подробнее
04.05.2012

Круглый стол «Диалог конфессий»

В Москве в рамках Конгресса "Global Future 2045", который состоялся в феврале 2012 года, прошел круглый стол «Диалог конфессий».

Подробнее
02.05.2012

Маха-йог Пайлот Баба о взаимодействии науки и религии

Мнение знаменитого Маха-йога Пайлота Бабы о взаимодействии науки и религии, об искусственном теле и переносе сознания человека.

Подробнее
02.05.2012

Модели реальности как источник конфликта

Выступление Архиепископа Оттавского в юрисдикции Православной Церкви в Америке Лазаря Пухало на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 19 февраля 2012 года, Москва.

Подробнее
02.05.2012

Боддхимен как герой нового времени

Доклад Ачарьи Гонбо Дордже, настоятеля Оргакинского Хурула «Богдо Далай-Ламин Раши Лунпо» (основан в 1681 г., Калмыкия) на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 19 февраля 2012 года, Москва.

Подробнее
30.04.2012

Алан Франсис. Три стороны аватара

В своей статье Алан Франсис, учитель в традициях Даосизма и Гурджиевской Работы, рассуждает об ослаблении души человека и возможной синергии человека и механизма.

Подробнее
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
Больше мнений

Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Войти по логину 2045.ru

Email:
У Вас еще нет логина на 2045? Зарегистрируйтесь!
Уважаемый единомышленник, если вы поддерживаете цели и ценности Стратегического общественного движения «Россия 2045», регистрируйтесь на нашем портале.

Быстрая регистрация:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Регистрация

Имя:
Фамилия:
Сфера деятельности:
Email:
Пароль:
Введите код с картинки:

Показать другую картинку

Восстановить пароль

Email:

Текст:
Email для связи:
Вложение ( не более 5 Мб. ):
 
Закрыть
план работ корпорации «Бессмертие»