/ Эксперты
Психопрактики как ключ к космическому сознанию
Расшифровка выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 18 февраля 2012 года, Москва
Виктор Федорович Петренко, член-корр. РАН, зав. лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ):
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях».
В когнитивной психологии базовой метафорой выступает компьютерная метафора, т.е. сознание, психика человека рассматривается как такой сложный компьютер, процессор. Но вот эта компьютерная метафора, она хромает тем, что пока ни одна техническая система не способна была создать элементарное ощущение или простейшую эмоцию. А я буду пытаться говорить о квантовом компьютере с космическим Интернетом применительно к психике человека. Но вначале несколько зарисовок.
Мир строит не только такой очень продвинутый йог, но и любое живое существо строит образ мира. И в зависимости от степени его подъема по эволюционной лестнице этот мир различный, различной сложности.
Вот простейший пример из зоопсихологии. Когда змея охотится на лягушек, те сами прыгают к ней в пасть. Первоначально думали, что змея каким-то своим гипнотическим взглядом заставляет лягушку совершить такое неадекватное действие. Оказалось, если реконструировать образ мира лягушки, то, если змея медленно движется, то ее тело не выделяется, просто нет такой степени дифференциации нейронов, чтобы отличить тело движущейся змеи от камней, коряг и т.д., оно просто не воспринимается. А открытая пасть змеи и ее раздвоенный язычок, который вибрирует, воспринимается этой лягушкой как муха или комар, и она прыгает схватить добычу и попадает в пасть змеи. То есть мир лягушки по сравнению с человеком крайне примитивен. И этот мир, который она строит, зависит от тех перцептивных эталонов, той когнитивной карты, которой она владеет.
Другой пример, на уровне человека. Мы в свое время с моим коллегой и учеником Владимиром Кучеренко описали такой интересный феномен. Если в гипнозе внушить человеку, что он не будет видеть какой-то объект – ну, например: «Ты не будешь видеть сигареты», – человек выходит из трансового состояния, его просят перечислить предметы, лежащие на столе, он не видит не только сигареты, но он не видит пепельницу, полную окурков, пачку сигарет. Он может не видеть зажигалку, потому что она связана с процессом прикуривания. Может видеть зажигалку – крутит в руках и говорит: «Какой-то непонятный цилиндрик... не пойму... наверное, это из-под валидола». То есть оттормаживается предметная функция, связанная с запрещенным объектом. То есть выпадает целое семантическое поле объектов, связанных с запрещенным. Как бы разводится «смотреть» и «видеть». Конечно, человек видит эти объекты, но если дать запрет на какие-то значения, то он не осознает объекты, которые он видит, они выпадают как бы.
Мы достаточно систематически исследовали влияние эмоций на процессы категоризации – как наличие тех или иных эмоциональных состояний меняет внутренний тезаурус, ну или семантические пространства трансформируются в появление этих эмоций. То есть мы в гипнозе давали такие простые эмоциональные состояния, как страх, эйфорию, более сложное чувство вины и т.д., и смотрели, как меняется система ассоциаций. Испытуемые заполняли некоторую матрицу, которую потом мы обрабатывали с помощью факторного анализа, кластерного анализа, структурного моделирования и смотрели, как трансформируются семантические пространства под влиянием тех или иных эмоций. То есть взаимосвязь аффекта и интеллекта. В нашем интеллекте колоссальную роль играют эмоциональные переживания, аффект и т.д.
И вот яркий такой забавный пример. Мы проводили это в зимней психологической школе, где студенты жили по два человека в комнате. И мы делали эксперимент с одним из студентов, а второй, его сосед по комнате, попросился присутствовать – интересно гипноз со стороны наблюдать. Но чтобы он нам не мешал и чтобы наш испытуемый не отвлекался случайным образом на своего соседа, мы внушили подопытному, что он его не будет видеть. Вначале эксперимент, потом заполнение матрицы. И тот, который как бы был «невидимым», решил, что раз он «невидимый», то он может быть и «неслышимым». Дело было к вечеру, студенты собирались потом там на танцы пойти. Он взял бритву и начал брить дневную щетину. И наш испытуемый оказался в совершенно жутком недоумении: он слышал звук, который исходил от бритвы «невидимого», он его не видел, но вот этот мучительный звук, который он слышал, – он не мог понять его источник. Тогда он пошел, сделал несколько шагов навстречу источнику, другой сосед испуганно вскочил. Когда он не дошел буквально несколько сантиметров до другого человека, он остановился и впал в очень глубокий транс. То есть возникло какое-то логическое противоречие: с одной стороны, он вроде бы видел другого, раз он не прошел насквозь него, но одновременно не осознавал.
Гегель давал объяснение: он говорил, что в ощущениях, эмоциях субъект и объект слиты, нет гносеологической противопоставленности. Но если мы выражаем нечто в знаковой форме, мы можем как бы сделать процесс отчуждения от непосредственно чувственности субъекта, и во вторичной знаковой форме восприятия это и есть осознание. То есть для того чтобы что-то осознавать, не просто воспринимать, а осознавать, мы должны иметь какие-то знаковые формы. Это не обязательно должен быть естественный язык, это могут быть символы, это могут быть какие-то ритуальные действия, но то, что обладает значением, эмоциональным... То, что мы можем передать другому человеку, то, мы можем и осознать.
То есть мы строим миры, в которые мы погружены, и их осознание связано с той системой значений, которой мы владеем. В этом плане есть тоже забавный пример, который описывают этнографы. Когда испанские галеоны приплыли в Америку, они стояли на рейде там, якобы индейцы не видели сами галеоны. То есть они видели, но не осознавали, потому что не было каких-то таких перцептивных эталонов, таких значений, как корабль и т.д. Но обратили внимание на странно изменившийся характер... ну, не волн, а ряби на воде. То есть чтобы что-то выделять, надо иметь какие-то определенные перцептивные эталоны, значения и т.д.
Вот одна из причин, по которой можно помыслить, что вот это Великое молчание космоса... Космос не дает нам никаких сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что в космосе есть разумные цивилизации помимо нас, с которыми можно установить контакт и т.д. Но после Большого взрыва прошло больше 6,5 миллиардов лет, и очень наивно ожидать, что возможные цивилизации, с которыми мы потенциально можем вступить в контакт, находятся примерно на том же уровне, что и мы, что они обязательно прилетят на каких-то ракетах в космическом скафандре, и мы будем с ними контачить вот таким образом. Вероятнее всего, если мы смотрим, что за последние 300 лет настолько колоссальный скачок цивилизации произошел, что когда диапазон сотни и тысячи лет, вероятность встретиться двум цивилизациям на одном уровне колоссально ничтожна.
Коллега Кричевский, который рассуждал о том, что космос будет осваиваться человеком, мы полетим... не мы, а наши ближайшие потомки полетят на другие планеты, чуть ли не рожать в космосе будут, такая космическая цивилизация возникнет... Мне кажется, сомнительно, что такой холодный недружественный к нам космос можно обжить. Скорее, возможен поиск контактов с иными цивилизациями внутри собственной ментальности. Мы мало владеем техниками измененных состояний сознания. Ну, некоторые испытывали разные медитативные техники. Тем не менее, в качестве рабочей гипотезы, мне представляются возможными контакты с высокопродвинутыми цивилизациями в результате глубинной медитации. Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой - разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях.
Источник: http://gf2045.ru/read/119/
Поделиться в Живом Журнале
/Эксперт
ПетренкоЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Вячеслав ЕвгеньевичДоктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- Дмитрий ХаметовичХудожник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- КевинБританский учёный-киборг. Доктор наук в области технической кибернетики (Институт теории информации и автоматизации Чешской АН, 1994). PhD в области электротехники (системы управления) (Имперский колледж Лондона, 1982)
Уорвик«...Я прочел все ваши материалы, и большинство идей мне очень близки. Ваш план работ на ближайшие 30 лет меня восхищает!»
- Виктор ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, композитор, философ
Аргонов«Я думаю, что прежде, чем начать радикальную киборгизацию мозга, необходимо найти нейрокоррелят сознания. Имеет ли он физическую или чисто информационную природу в форме нейросигналов? Есть ли группа нейронов, которая непосредственно ответственна за сознание? Или, может быть, сознание порождается еще более мелкими объектами внутри нейронов...»
- БарриМеждународный координатор Ассоциации Всемирной Истории, сопредседатель Оргкомитета GF2045
Родриг«Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему...»
- Давид ИзраилевичДоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии ИИ
Дубровский«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
- Лев АлександровичДоцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Дмитрий ВладимировичИсторик и теоретик культуры, культуролог, консультант по культурному развитию. Доцент Института искусств и культуры и Философского факультета ТГУ
Галкин«Искусство – уникальный ресурс для фабрики инноваций. Только в искусстве креативная мощь так тесно связана с порождением смыслов и гуманизацией технологий...»
- Елена ВладимировнаДоктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Сергей БорисовичИсследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории, литературный критик и публицист, социолог, соционик и военный историк
Переслегин«... Проект «2045» требует немереного инженерного обеспечения. И я утверждаю, что и для России, и для всего мира единственная возможность преодолеть фазовый барьер – это решить не биологические задачи, не биотех, а решить задачу на удержание инженерии на критические 20 лет...»
- Сергей ВасильевичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника»
СелищевЧлен инициативной группы«Глобальных и неразрешимых технических проблем для создания полностью искусственного тела не существует. Все задачи понятны и потенциально решаемы...»
- Виталий ЛьвовичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- Александр ВладимировичМастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, ректор Московского общественного института технического творчества
Кудрявцев«Развитие технической цивилизации в конечном счете приведет к полной автономии человека от внешних обстоятельств. Техника свернется как тонкая пленка, как некая субстанция, пронизывающая человека...»
- Дмитрий АлексеевичДиректор Центра клеточных и биомедицинских технологий Первого Московского государственного медицинского университета, специалист по осознанному управлению здоровьем, биотерапии и профилактике старения
ШаменковЧлен инициативной группы«Тело постепенно становится искусственным, появляются новые ткани, замещающие существующие, новые средства коммуникации, так или иначе расширяющие пределы нашего тела. Безусловно, человек технологизируется. Поэтапно мы движемся к формированию кибернетического организма...»
- Сергей АлександровичРуководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».