/ Эксперты
Психопрактики как ключ к космическому сознанию
Расшифровка выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 18 февраля 2012 года, Москва
Виктор Федорович Петренко, член-корр. РАН, зав. лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ):
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях».
В когнитивной психологии базовой метафорой выступает компьютерная метафора, т.е. сознание, психика человека рассматривается как такой сложный компьютер, процессор. Но вот эта компьютерная метафора, она хромает тем, что пока ни одна техническая система не способна была создать элементарное ощущение или простейшую эмоцию. А я буду пытаться говорить о квантовом компьютере с космическим Интернетом применительно к психике человека. Но вначале несколько зарисовок.
Мир строит не только такой очень продвинутый йог, но и любое живое существо строит образ мира. И в зависимости от степени его подъема по эволюционной лестнице этот мир различный, различной сложности.
Вот простейший пример из зоопсихологии. Когда змея охотится на лягушек, те сами прыгают к ней в пасть. Первоначально думали, что змея каким-то своим гипнотическим взглядом заставляет лягушку совершить такое неадекватное действие. Оказалось, если реконструировать образ мира лягушки, то, если змея медленно движется, то ее тело не выделяется, просто нет такой степени дифференциации нейронов, чтобы отличить тело движущейся змеи от камней, коряг и т.д., оно просто не воспринимается. А открытая пасть змеи и ее раздвоенный язычок, который вибрирует, воспринимается этой лягушкой как муха или комар, и она прыгает схватить добычу и попадает в пасть змеи. То есть мир лягушки по сравнению с человеком крайне примитивен. И этот мир, который она строит, зависит от тех перцептивных эталонов, той когнитивной карты, которой она владеет.
Другой пример, на уровне человека. Мы в свое время с моим коллегой и учеником Владимиром Кучеренко описали такой интересный феномен. Если в гипнозе внушить человеку, что он не будет видеть какой-то объект – ну, например: «Ты не будешь видеть сигареты», – человек выходит из трансового состояния, его просят перечислить предметы, лежащие на столе, он не видит не только сигареты, но он не видит пепельницу, полную окурков, пачку сигарет. Он может не видеть зажигалку, потому что она связана с процессом прикуривания. Может видеть зажигалку – крутит в руках и говорит: «Какой-то непонятный цилиндрик... не пойму... наверное, это из-под валидола». То есть оттормаживается предметная функция, связанная с запрещенным объектом. То есть выпадает целое семантическое поле объектов, связанных с запрещенным. Как бы разводится «смотреть» и «видеть». Конечно, человек видит эти объекты, но если дать запрет на какие-то значения, то он не осознает объекты, которые он видит, они выпадают как бы.
Мы достаточно систематически исследовали влияние эмоций на процессы категоризации – как наличие тех или иных эмоциональных состояний меняет внутренний тезаурус, ну или семантические пространства трансформируются в появление этих эмоций. То есть мы в гипнозе давали такие простые эмоциональные состояния, как страх, эйфорию, более сложное чувство вины и т.д., и смотрели, как меняется система ассоциаций. Испытуемые заполняли некоторую матрицу, которую потом мы обрабатывали с помощью факторного анализа, кластерного анализа, структурного моделирования и смотрели, как трансформируются семантические пространства под влиянием тех или иных эмоций. То есть взаимосвязь аффекта и интеллекта. В нашем интеллекте колоссальную роль играют эмоциональные переживания, аффект и т.д.
И вот яркий такой забавный пример. Мы проводили это в зимней психологической школе, где студенты жили по два человека в комнате. И мы делали эксперимент с одним из студентов, а второй, его сосед по комнате, попросился присутствовать – интересно гипноз со стороны наблюдать. Но чтобы он нам не мешал и чтобы наш испытуемый не отвлекался случайным образом на своего соседа, мы внушили подопытному, что он его не будет видеть. Вначале эксперимент, потом заполнение матрицы. И тот, который как бы был «невидимым», решил, что раз он «невидимый», то он может быть и «неслышимым». Дело было к вечеру, студенты собирались потом там на танцы пойти. Он взял бритву и начал брить дневную щетину. И наш испытуемый оказался в совершенно жутком недоумении: он слышал звук, который исходил от бритвы «невидимого», он его не видел, но вот этот мучительный звук, который он слышал, – он не мог понять его источник. Тогда он пошел, сделал несколько шагов навстречу источнику, другой сосед испуганно вскочил. Когда он не дошел буквально несколько сантиметров до другого человека, он остановился и впал в очень глубокий транс. То есть возникло какое-то логическое противоречие: с одной стороны, он вроде бы видел другого, раз он не прошел насквозь него, но одновременно не осознавал.
Гегель давал объяснение: он говорил, что в ощущениях, эмоциях субъект и объект слиты, нет гносеологической противопоставленности. Но если мы выражаем нечто в знаковой форме, мы можем как бы сделать процесс отчуждения от непосредственно чувственности субъекта, и во вторичной знаковой форме восприятия это и есть осознание. То есть для того чтобы что-то осознавать, не просто воспринимать, а осознавать, мы должны иметь какие-то знаковые формы. Это не обязательно должен быть естественный язык, это могут быть символы, это могут быть какие-то ритуальные действия, но то, что обладает значением, эмоциональным... То, что мы можем передать другому человеку, то, мы можем и осознать.
То есть мы строим миры, в которые мы погружены, и их осознание связано с той системой значений, которой мы владеем. В этом плане есть тоже забавный пример, который описывают этнографы. Когда испанские галеоны приплыли в Америку, они стояли на рейде там, якобы индейцы не видели сами галеоны. То есть они видели, но не осознавали, потому что не было каких-то таких перцептивных эталонов, таких значений, как корабль и т.д. Но обратили внимание на странно изменившийся характер... ну, не волн, а ряби на воде. То есть чтобы что-то выделять, надо иметь какие-то определенные перцептивные эталоны, значения и т.д.
Вот одна из причин, по которой можно помыслить, что вот это Великое молчание космоса... Космос не дает нам никаких сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что в космосе есть разумные цивилизации помимо нас, с которыми можно установить контакт и т.д. Но после Большого взрыва прошло больше 6,5 миллиардов лет, и очень наивно ожидать, что возможные цивилизации, с которыми мы потенциально можем вступить в контакт, находятся примерно на том же уровне, что и мы, что они обязательно прилетят на каких-то ракетах в космическом скафандре, и мы будем с ними контачить вот таким образом. Вероятнее всего, если мы смотрим, что за последние 300 лет настолько колоссальный скачок цивилизации произошел, что когда диапазон сотни и тысячи лет, вероятность встретиться двум цивилизациям на одном уровне колоссально ничтожна.
Коллега Кричевский, который рассуждал о том, что космос будет осваиваться человеком, мы полетим... не мы, а наши ближайшие потомки полетят на другие планеты, чуть ли не рожать в космосе будут, такая космическая цивилизация возникнет... Мне кажется, сомнительно, что такой холодный недружественный к нам космос можно обжить. Скорее, возможен поиск контактов с иными цивилизациями внутри собственной ментальности. Мы мало владеем техниками измененных состояний сознания. Ну, некоторые испытывали разные медитативные техники. Тем не менее, в качестве рабочей гипотезы, мне представляются возможными контакты с высокопродвинутыми цивилизациями в результате глубинной медитации. Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой - разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях.
Источник: http://gf2045.ru/read/119/
Поделиться в Живом Журнале
/Эксперт

ПетренкоЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
Лев Александрович
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии ИИ
Давид Израилевич
Дубровский«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
- Доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химической энзимологии МГУ, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института биохимической физики РАН
Сергей Дмитриевич
ВарфоломеевЧлен инициативной группы«Нужно иметь электронный вариант мозга. Физический мозг, на мой взгляд, не может являться предметом интереса, так как он очень субтилен. Но вот создание электронного аналога с полным рецепторным оснащением, которое имело бы ту же историю, стимулы, мотивации, — это может оказаться очень интересно...»
- Доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией роста клеток и тканей Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН
Борис Карпович
Гаврилюк«Для кожи киборга нужно просто сделать систему питания. А вообще... мы ведь несложно устроены! Есть всего несколько систем: кровеносная разносит кислород и питательные вещества, выделительная выводит отходы. Остальное — рабочие органы. Вначале можно сделать простейший живой организм. А потом более сложные системы...»
- Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
Дмитрий Хаметович
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- Доктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
Вячеслав Евгеньевич
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- Доктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Акоп Погосович
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»
- Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
Александр Алексеевич
Фролов«Проблема создания искусственной памяти, сохраняющей содержимое естественной памяти индивидуального человека, хотя и является сложной, но представляется разрешимой...»
- Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Виталий Львович
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории термостойких термопластов ИСПМ РАН, создатель наносенсорной нейроподобной системы «Электронный нос»
Михаил Юрьевич
ЯблоковЧлен инициативной группы«При создании искусственного человека к робото-техническому направлению, которое сейчас преобладает, надо добавить эмоциональное. На самом деле, эта идея комплексная, она витает в воздухе...»
- Доктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
Елена Владимировна
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Российский писатель-футуролог, журналист
Максим
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»
- Доктор технических наук, профессор
Александр Александрович
БолонкинЧлен инициативной группы«Искусственное механическое тело будет обладать огромной силой и переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, космос...»
- Руководитель компании «Нейроботикс»
Владимир Анатольевич
КонышевЧлен инициативной группы«Перенос мозга в искусственное тело — более выносливое, более совершенное — единственная возможность человеческой расе остаться на Земле...»
- Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель наук России, является автором более 300 научных работ, в том числе 25 монографий
Александр Иванович
Галушкин«Я убежден в том, что нейросетевые технологии – это основа построения будущих систем управления роботами, т.е. мозга будущих роботов».