/ Эксперты
Идеология бессмертия: психологический аспект
Расшифровка выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 17 февраля 2012 года, Москва
Сергей Николаевич Ениколопов, руководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН):
«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
Как вы знаете, последние несколько дней средства массовой информации нашей страны переполнены сообщениями о детско-подростковых суицидах. И эта волна продолжает идти. Каждый раз, когда появляются такого рода сообщения или сообщения о каких-то убийствах, вот эта волна всегда присутствует. Собственно говоря, это проявление того, что было когда-то названо эффектом Вертера, потому что после появления работы Гете о молодом Вертере по европейским странам прошла волна суицидов.
И такие волны все время продолжали идти. Чем более знаменитый человек, тем чаще вызывалась волна суицидов у его последователей. В истории нашей страны мы знаем группу суицидальных актов после смерти Есенина, Маяковского. Сейчас в силу глобализации это больше связано со смертью или самоубийством какого-либо выдающегося рок-музыканта. Была большая волна после смерти Курта Кобейна. Как только средства массовой информации уделяют большое внимание смерти, возникают вот такие проблемы.
Поэтому одна из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться криминальным психологам, да и медицинским психологам (т.е. обеим моим ипостасям), связана с тем, как человек переживает не только собственную смерть, но, вообще говоря, осознание собственной смерти.
К сожалению, психологи уделяют этому мало внимания. У меня есть подозрение, что это тоже одна из форм защиты. Но реально – нет концепций, которые занимаются проблемой, как человек относится к смерти, каково наше существование с тем, что практически любой человек знает о том, что мы не бессмертны.
Здесь два пути защиты. Один из них – это культура, с огромным количеством культурных институтов, начиная от религии, которые защищают нас от осознания смерти, которые предлагают какие-то варианты символического бессмертия. Их довольно много, они все активно развиваются.
Второй вариант более индивидуален. Это то, что можно назвать самооценкой или самоуважением, когда человек начинает защищать свое собственное представление о самом себе. И, к сожалению, надо сказать, что ради поддержания своего собственного отношения к себе и защиты себя от страха смерти совершается огромное количество преступлений, самоубийств того толка, который описан в эссе Альбера Камю «Кириллов», по фамилии героя Достоевского. «Умирая, я на самом деле приговариваю мир к смерти. Его больше после меня не будет».
Вот такого рода различные варианты мотивов суицидов и мотивов убийств, в том числе и массовых убийств, которые нас потрясают своей бесчеловечностью, находят свое объяснение в рамках целого направления, которое я тоже поддерживаю, которое разработано группой американских психологов и называется террор-стресс-менеджмент (ТМТ) [Terror Management Theory].
И вот здесь очень важно, что мы используем две защиты. Одна из них очень тривиальная, она немедленная – мы просто отвергаем и запрещаем... То есть подавление и отрицание. Некоторые люди, подавляя и отрицая идею смерти, просто отказываются на эту тему говорить, думать, избегают ее и дают иногда даже неадекватные реакции.
Приведу в качестве примера, как однажды мимо нас прошел человек, который лет за 30 до этого оппонировал на моей кандидатской диссертации. И тогда мне говорили, что ты должен его очень лелеять, холить, пылинки сдувать, потому что он в любое время может умереть, он такой древний. Вот проходит 30 лет, он так же мимо нас еле проходит. И я говорю, что возникает ощущение, что он нас всех еще похоронит.
Два моих собеседника дают совершенно неожиданную для меня реакцию: «Типун тебе на язык!», «Как ты можешь об этом говорить?». То есть разговор о смерти был для них очень болезненный. И для того чтобы прекратить все это, мне пришлось сказать, что если бы они были моими пациентами, то я вынужден был бы в заключении написать, что они не понимают переносный смысл метафоры.
К сожалению, это первая реакция, с отрицанием и подавлением мыслей о смерти. Вторая, уже более развернутая – это реакция, привлекающая культуру, привлекающая все то, что за этим стоит. Сюда же включается и чувство собственного достоинства, и надежда на то, что мои труды, какие-то мои личностные качества будут такими, что обо мне будут вспоминать. И такая идея символического бессмертия при этом присутствует.
Но очень важно понимать, что такого рода прорывы, когда общество вынуждено говорить о смертях, могут привести к самым разным последствиям.
В частности, два очень важных, на мой взгляд, эпизода, связанных с 11 сентября. Первое – это то, что было отмечено в интернет-среде. Обычно большая часть посетителей интернет-среды, конечно, расположены на сайтах, связанных с маркетингом, и порносайтах. После 11 сентября этих людей смело с этих сайтов. Когда смотрели частоту посещений, эти два типа сайтов были очень мало наполнены. Большая часть людей перескочила на религиозные сайты, т.е. сайты, позволяющие преодолеть страх смерти.
Второе – это то, что возникает очень нетерпимое отношение к людям, которые могут что-то сказать такое, что поколеблет вот эти убеждения людей. Во время различного рода теледебатов после событий 11 сентября люди, которые не то что негативно, но несколько с сомнением принимали доводы правительства о том, что нужно просто полностью уничтожить Афганистан как источник зла, «Аль-Каида» должна быть уничтожена в ее родовом гнезде и так далее... Вот если кто-то по телевизору говорил о том, что это очень сомнительно, и нет никаких особых доказательств, то эти люди подвергались гонениям, угрозам уничтожения. Это были звонки в прямой эфир, они стали получать письма по электронной почте, и буквально по почте, о том, что они являются врагами и, может быть, даже ставленниками и сторонниками «Аль-Каиды».
Любой взрыв, любой теракт приводят к попытке найти врага, источник зла, источник этой самой смерти, сделать его как можно более зловещим и ужасным и консолидироваться очень часто вокруг правительства.
Другая часть пытается сделать это другим способом – перейти как раз на сторону врага. Не в буквальном смысле – возникает идентификация с врагом. Если он так силен, то я хотел бы быть с ним. Огромное количество пьяных, слегка подвыпивших людей в советское время, особенно в 1950–1960-е годы, где-нибудь у пивной выдавали себя за скрытых агентов КГБ, потому что зловещая сила и власть организации вызывали желание присоединиться к ней.
Поэтому эти прорывы смерти в наше сознание очень высоки. И проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся во всем мире, – так называемый эйджинг. Это неприязнь людей пожилого возраста. Их готовы убивать. Вот то, что называется «преступлением ненависти», когда основным мотивом преступления является принадлежность к какой-нибудь расе, к группе людей, которые негативно оцениваются. Раньше это были преступления против негров, евреев, лесбиянок, гомосексуалистов, бродяг и так далее. К этому в последние годы добавились пожилые. Преступления против пожилых нарастают во всем мире. Во многом их мотивом является то, что сам факт существования пожилых рядом с нами заставляет нас думать о смерти. Они как бы ходячее напоминание о бренности. И ответной реакцией является уничтожение пожилых людей.
Теперь я хотел бы перейти ко второй части, очень короткой, своего выступления. Во многом все эти вещи, о которых я говорил, связаны с тем, что у людей не только страх смерти, но и базовое недоверие к миру. И только определенная культурная картина мира, в которой есть базовое доверие к миру, может поддержать вот это здоровое наше отношение к миру.
Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений. То, что я рассказывал вам о психологическом отношении к смерти, как вы понимаете, начинает рушиться, как только мы можем говорить о преодолении этого явления. Даже сам факт растягивания во времени чрезвычайно меняет нашу картину мира.
Приведу два очень коротких примера. Обыватель, размышляя о замене смертной казни на пожизненное заключение, очень часто негодует: как же так, человек совершил ужасное преступление, а будет себе жить в комфортных условиях до конца своего срока. На самом деле исследования, которые проводятся моими коллегами по поводу психологического существования людей в этих местах заключения для «пожизненников», показывают, что там происходят мощнейшие психологические травмы. Огромное количество людей, которые там находятся, мечтают о смерти и рвутся умереть. Другая часть характеристик связана с тем, что они приходят к религии и становятся истово верующими, и пытаются каким-то образом заполнить свое существование, и твердо уверены, что это действительно жуткое наказание.
Другой пример. Мы в свое время опрашивали преступников: если смертная казнь будет отменена – что делать? Выясняется, что сразу временная «гармошка» наказаний, отношений к этим людям у них меняется. Они сразу начинают говорить не о 10–15 годах наказания, а о 30–40 и так далее.
Разговор о возможном переходе к такому не субъективному, а достаточно объективному пониманию бессмертия приводит к тому, что наше отношение ко времени должно существенно измениться. Огромное количество людей не принимают идею продления жизни и идеи, которые развиваются движением «2045», во многом из-за того, что «а что он будет делать, когда его друзья погибли?», и «он будет одинок, его круг друзей должен измениться».
Меняется ли этот круг, продлевается ли наша жизнь в том же качестве, каким оно было, когда этот срок лимитирован достаточно жестко? Как будут меняться отношения к жизни других людей? Является ли мое бессмертие индульгенцией для смертности других? Если человек приобретает бессмертие, то все дозволено, или нет?
На самом деле, если технологические вещи не вызывают у меня никакого удивления, страха и радуют только оптимистичной картиной существования человечества, то психологические вопросы, которые возникают сразу после постановки такой задачи, мне кажутся достаточно сложными, интересными.
Завершая свое выступление, я хочу сказать, что перед психологами, которые размышляют о таком современном решении вопросов удлинения жизни, возникает большое количество проблем, связанных даже с бытовыми вещами, восприятием времени, восприятием вот этой картины миры, проблем, связанных с базовой тревогой, которая отмечается в большей части личностных теорий, которыми мы сейчас оперируем. А как работать с людьми, у которых нет этой базовой тревоги, а наоборот, как раз базовое доверие к миру, которое, безусловно, связано с осознанием бессмертности? Поэтому, мне кажется, что перед психологией стоит очень много новых и интересных задач.
Источник: http://gf2045.ru/read/149/
Поделиться в Живом Журнале
/Эксперт

ЕниколоповРуководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Мастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, ректор Московского общественного института технического творчества
Александр Владимирович
Кудрявцев«Развитие технической цивилизации в конечном счете приведет к полной автономии человека от внешних обстоятельств. Техника свернется как тонкая пленка, как некая субстанция, пронизывающая человека...»
- Руководитель компании «Нейроботикс»
Владимир Анатольевич
КонышевЧлен инициативной группы«Перенос мозга в искусственное тело — более выносливое, более совершенное — единственная возможность человеческой расе остаться на Земле...»
- Британский учёный-киборг. Доктор наук в области технической кибернетики (Институт теории информации и автоматизации Чешской АН, 1994). PhD в области электротехники (системы управления) (Имперский колледж Лондона, 1982)
Кевин
Уорвик«...Я прочел все ваши материалы, и большинство идей мне очень близки. Ваш план работ на ближайшие 30 лет меня восхищает!»
- Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, композитор, философ
Виктор Юрьевич
Аргонов«Я думаю, что прежде, чем начать радикальную киборгизацию мозга, необходимо найти нейрокоррелят сознания. Имеет ли он физическую или чисто информационную природу в форме нейросигналов? Есть ли группа нейронов, которая непосредственно ответственна за сознание? Или, может быть, сознание порождается еще более мелкими объектами внутри нейронов...»
- Директор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН
Дмитрий
Стребков«Мы предлагаем шесть стратегических проектов для будущего мира, которые позволят увеличить энергетическую безопасность и создать новое энергетическое снабжение Земли, не основанное на сжигании ископаемого топлива».
- Директор Филиала РГМУ «НКЦ геронтологии» Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор
Владимир Николаевич
Шабалин«Россия была и остаётся богатой интеллектуалами, несмотря на значительную утечку мозгов за рубеж. А когда будут первые результаты, с удовольствием вернутся и наши специалисты и потянутся иностранные...»
- Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника»
Сергей Васильевич
СелищевЧлен инициативной группы«Глобальных и неразрешимых технических проблем для создания полностью искусственного тела не существует. Все задачи понятны и потенциально решаемы...»
- Руководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Сергей Александрович
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».
- Исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории, литературный критик и публицист, социолог, соционик и военный историк
Сергей Борисович
Переслегин«... Проект «2045» требует немереного инженерного обеспечения. И я утверждаю, что и для России, и для всего мира единственная возможность преодолеть фазовый барьер – это решить не биологические задачи, не биотех, а решить задачу на удержание инженерии на критические 20 лет...»
- Философ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе, основатель (вместе с Д. Пирсом) Всемирной ассоциации трансгуманистов
Ник
Бостром«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»
- Член-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Виктор Федорович
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- Международный координатор Ассоциации Всемирной Истории, сопредседатель Оргкомитета GF2045
Барри
Родриг«Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему...»
- Доцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Хироси
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- Доктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
Елена Владимировна
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Российский писатель-футуролог, журналист
Максим
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»