/ Новости
Игорь Вишев: «В начале знаменательной эпохи»
Игорь Вишев, профессор Южно-Уральского государственного университета (Челябинск)
Нам посчастливилось жить в начале особо знаменательной эпохи, когда главная тема любого мировоззрения – проблема смерти человека как трагического финала его индивидуального бытия – и органично сопряженная с ней проблема личного бессмертия обретают реальные предпосылки своего решения.
Какими бы значимыми вопросами человек ни занимался, он непременно определяет свое отношение к проблеме смерти и бессмертия, поскольку от этого в решающей степени зависит его жизненная позиция, ценностные ориентации, направленность и цели деятельности, пессимистичность или оптимистичность мировосприятия. Многотысячелетняя история смертных породила самые различные взгляды и подходы к решению данного круга проблем, разнообразие которых сохраняется и сегодня.
Научно-философская мысль, всегда опираясь на современные ей достижения естественных и других наук, не могла не восстать против смерти. Правда, произошло это не сразу, а со временем, поскольку научное познание также развивается, а это означает, что оно далеко не всегда может дать ответы на те или иные вопросы в данный момент, ясно определить пути и средства решения той или иной проблемы, открывающуюся перспективу в той или иной области исследований. Так, например, еще в XIX веке Л. Бюхнер откровенно пессимистично утверждал со всей свойственной ему категоричностью, что не размышление, а только упрямство, не наука, а вера могут поддерживать идею личного бессмертия. По сути дела, ту же точку зрения разделял и Л. Фейербах, призывавший бороться лишь с преждевременной смертью, между тем как естественную смерть, которая является результатом законченного развития жизни, он не считал бедой, поскольку таковы вечные законы природы, обрекающие человека на смерть, и против них будто бы ничего поделать нельзя, с этим остается только примириться.
Марксистская философия поначалу также считала смерть неизбежной, однако наряду с этим она сумела разработать ряд принципиально значимых положений мировоззренческого и методологического характера (историчность законов природы, диалектика свободы и необходимости и т.п.), которые впоследствии оказалось возможным использовать для обоснования нетрадиционной постановки и решения проблемы реального личного бессмертия.
Существенный вклад в решение проблемы практического бессмертия человека и его реального воскрешения внесла русская философская мысль. В качестве основных вех предыстории современной концепции следует отметить философию общего дела Н.Ф. Федорова, новую идеологию анархистов-биокосмистов, взгляды А.М. Горького на эту проблему и по его инициативе создание в 1932 году Всесоюзного института экспериментальной медицины. Однако перипетии социально-политической борьбы в России и мире в первую треть минувшего столетия и позже не позволили осуществиться сколько-нибудь результативно этим дерзновенным идеям и начинаниям.
Новейший период конструктивной разработки проблемы практического бессмертия человека с акцентом на рассмотрение именно этого аспекта современной научно-оптимистической концепции относится к последней трети XX столетия. В числе ее разработчиков прежде всего следует упомянуть Л.В. Комарова, В.Ф. Купревича, П.А. Ребиндера, Г.Д. Бердышева, В.М. Дильмана, М.В. Соловьева и др. Они исходили главным образом из того соображения, что закономерный характер старения и смерти предполагает реальную возможность такого изменения генетической и иных программ жизнедеятельности организма, в результате которого можно будет устранить и старение, и смерть. С этой целью исследовались гомеостатические системы организма и их взаимодействие, осуществлялся поиск гена-смерти, гена-старения или чего-то в том же роде. Однако при общей поступательной тенденции исследований в этой области получить сколько-нибудь эффективный и конкретный результат так пока и не удалось.
Поистине эпохальный прорыв в данном направлении произошел только лишь в последние полтора десятилетия. Среди открытий и достижений научно-технического прогресса в этой области исследований необходимо в первую очередь, по моему убеждению, отметить реальную возможность клонирования человека. Этот метод открывает неведомые ранее пути и средства для укрепления здоровья человека, в частности, посредством получения ««запчастей» родных по плоти», сохранения его молодости, т.е. оптимальных параметров телесной и духовной жизнедеятельности, достижения в итоге реального личного бессмертия. Под ним понимается не абсолютное (например, в смысле бессмертия души, невозможное с точки зрения науки), а относительное бессмертие, именно в смысле практического бессмертия, – способности жить неограниченно долго, и реального воскрешения человека в случае его смерти от той или иной внешней причины.
Неудивительно, что эти новые возможности вызвали к себе далеко не однозначное отношение. В США, например, при президенте Дж. Буше клонирование человека было запрещено. Казалось бы, принципиально иных подходов, решений и результатов можно было ожидать от президента США Барака Обамы, но, похоже, никаких принципиальных, сколько-нибудь ощутимых перемен в этой области так и не произошло. К сожалению, такое положение сложилось и у нас, в России. 10 марта 2010 года Госдума РФ приняла закон о продлении моратория на клонирование человека. Может сложиться так, что «за бессмертием» нам придется ехать в другие страны.
Кроме открытия реальной возможности клонирования человека, были достигнуты и такие успехи, как расшифровка генома человека, регенерация стволовых клеток, в области крионинга, нанотехнологии, «компьютерного бессмертия», синбиологии и многом другом. И все это отнюдь не последнее слово науки. Настоящая концепция, или иммортология (лат. im – без; mors, mortis – смерть) – наука о бессмертии, несомненно, добьется победы над смертью и достигнет практического бессмертия человека. В решение данной задачи весомый вклад должен внести конгресс «Глобальное будущее 2045».
Источник: http://vz.ru/opinions/2012/6/3/581886.html
Tweet
Поделиться в Живом Журнале
Современная версия фазовой модели: Технология мейнстрима за фазовым барьером
«... Проект «2045» требует немереного инженерного обеспечения. И я утверждаю, что и для России, и для всего мира единственная возможность преодолеть фазовый барьер – это решить не биологические задачи, не биотех, а решить задачу на удержание инженерии на критические 20 лет...»
ПодробнееДмитрий Ицков: «Мы грубо нарушаем свои права»
Страх перед умиранием, на которое запрограммированы наши биологические тела, словно сковал волю руководителей человечества и сформировал непреодолимое табу на публичное обсуждение и принятие решений по борьбе со смертью.
ПодробнееОбразование будущего
«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
ПодробнееМанифест для нового тысячелетия
«Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему...»
ПодробнееПсихопрактики как ключ к космическому сознанию
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
ПодробнееВидеообращение к участникам конгресса GF2045
«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»
ПодробнееВидеообращение к участникам конгресса GF2045
«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
ПодробнееГлобальные тенденции развития технологической цивилизации – к свободе через рабство
«Развитие технической цивилизации в конечном счете приведет к полной автономии человека от внешних обстоятельств. Техника свернется как тонкая пленка, как некая субстанция, пронизывающая человека...»
ПодробнееД.И. Дубровский: «Сознание и мозг. Перспективы преобразования природы человека»
«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
ПодробнееИдеология бессмертия: психологический аспект
«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Александр ЯковлевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Каплан«К тому времени, когда мозг можно будет перенести в искусственное тело, роботы достигнут совершенства формы и будут выглядеть, как вполне приличное человеческое тело...»
- Давид ИзраилевичДоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии ИИ
Дубровский«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
- Сергей ВладимировичДоктор философских наук, профессор
Кричевский«...В таком теле, как бы там медицина ни боролась, увы, есть масса рисков, радиационных и прочих, которые пока непреодолимы. И мы не можем существовать вне Земли, в этой враждебной среде, не решив эти вопросы».
- НикФилософ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе, основатель (вместе с Д. Пирсом) Всемирной ассоциации трансгуманистов
Бостром«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»
- Александр АлексеевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
Фролов«Проблема создания искусственной памяти, сохраняющей содержимое естественной памяти индивидуального человека, хотя и является сложной, но представляется разрешимой...»
- Александр АлександровичДоктор технических наук, профессор
БолонкинЧлен инициативной группы«Искусственное механическое тело будет обладать огромной силой и переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, космос...»
- БарриМеждународный координатор Ассоциации Всемирной Истории, сопредседатель Оргкомитета GF2045
Родриг«Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему...»
- АндерсФутуролог, трансгуманист, писатель, член Исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества в Оксфордском университете
Сандберг«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
- Владимир НиколаевичДиректор Филиала РГМУ «НКЦ геронтологии» Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор
Шабалин«Россия была и остаётся богатой интеллектуалами, несмотря на значительную утечку мозгов за рубеж. А когда будут первые результаты, с удовольствием вернутся и наши специалисты и потянутся иностранные...»
- Игорь ВалентиновичБиофизик, председатель междисциплинарного семинара по трансгуманизму и научному иммортализму РФО РАН, директор по науке компании «КриоРус», член Координационного совета и один из основателей Российского трансгуманистического движения
Артюхов«Как самолет оказался эффективнее птицы, как подводная лодка плавает быстрее, чем кит, так и искусственное тело в какой-то момент догонит и перегонит тело естественное...»
- Олег ГеоргиевичАвтор концепции психонетики, разработчик методологии и методик деконцентрации, корпуса техник активизации сознания и прямой работы с сознанием.
Бахтияров"...«Россия 2045» заставит нас обсуждать очень серьезные вопросы, и это обсуждение приведет к серьезным переформулировкам. Я полагаю, произойдет смещение задач от продления жизни на управляемое развитие человека с выходом за пределы человеческих ограничений..."
- Михаил ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории термостойких термопластов ИСПМ РАН, создатель наносенсорной нейроподобной системы «Электронный нос»
ЯблоковЧлен инициативной группы«При создании искусственного человека к робото-техническому направлению, которое сейчас преобладает, надо добавить эмоциональное. На самом деле, эта идея комплексная, она витает в воздухе...»
- Акоп ПогосовичДоктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»
- ДмитрийДиректор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН
Стребков«Мы предлагаем шесть стратегических проектов для будущего мира, которые позволят увеличить энергетическую безопасность и создать новое энергетическое снабжение Земли, не основанное на сжигании ископаемого топлива».
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».