12.02.2016

Физики обнаружили волны пространства-времени

Физики на обсерватории LIGO (Laser Interferometric Gravitational Observatory) впервые зарегистрировали гравитационные волны — возмущения пространства-времени, предсказанные сто лет назад создателем общей теории относительности Альбертом Эйнштейном.

Об открытии в ходе прямой трансляции, организованной «Лентой.ру» и Московским государственным университетом (МГУ) имени Михаила Ломоносова, сообщили ученые физического факультета, являющиеся участниками международной коллаборации LIGO.

Гравитационные волны зарегистрированы 14 сентября 2015 года в 05:51 утра по летнему североамериканскому восточному времени (13:51 по московскому времени) на двух детекторах-близнецах лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGO, расположенных в Ливингстоне (штат Луизиана) и Хэнфорде (штат Вашингтон) в США. Детекторы LIGO обнаружили относительные колебания величиною в десять в минус 19 степени метров (это примерно равно отношению диаметра атома к диаметру яблока) пар разнесенных на четыре километра пробных масс.

Видео: nature video / YouTube

Возмущения порождены парой черных дыр (в 29 и 36 раз тяжелее Солнца) в последние доли секунды перед их слиянием в более массивный вращающийся гравитационный объект (в 62 раза тяжелее Солнца). За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной. Слияние черных дыр произошло 1,3 миллиарда лет назад (столько времени гравитационное возмущение распространялось до Земли).

Анализируя моменты прихода сигналов (детектор в Ливингстоне записал событие на семь миллисекунд раньше детектора в Хэнфорде), ученые предположили, что источник сигнала расположен в южном полушарии. Результаты исследований направили для публикации в журнал Physical Review Letters. Открытие сделано совместно коллаборациями LIGO (которая включает в себя также коллаборацию GEO и Австралийского консорциума интерферометрической гравитационной астрономии) и франко-итальянской VIRGO, чей детектор расположен недалеко от Пизы.

Обсерватория LIGO финансируется Национальным научным фондом США и построена по предложенной в 1980 году инициативе американских физиков Кипа Торна и Рональда Дривера. Стоимость установки оценивается в 370 миллионов долларов. Исследования в LIGO осуществляются в рамках одноименной коллаборации более чем тысячью ученых из США и 14 других стран, включая Россию, представленную двумя группами из МГУ и Института прикладной физики Российской академии наук (Нижний Новгород).

Московскую группу создал и вплоть до последнего времени возглавлял Владимир Брагинский — один из пионеров гравитационно-волновых исследований в мире. В состав научной группы, включенной в число соавторов научного открытия, входят семь сотрудников кафедры физики колебаний МГУ, включая руководителя коллектива — Валерия Митрофанова. Группа участвует в проекте с 1992 года и занимается повышением чувствительности гравитационно-волновых детекторов и определением ее фундаментальных квантовых и термодинамических ограничений.

Теоретические и экспериментальные исследования физиков из МГУ нашли свое воплощение при создании детекторов нового поколения, позволивших непосредственно наблюдать гравитационные волны от слияния двух черных дыр. В процессе работы группы над проектом LIGO получены результаты, важные не только для поиска гравитационных волн, но и для физики в целом. «Научное значение этого открытия огромно. Как и в случае электромагнитных волн, мы осознаем его в полной мере через некоторое время», — сказал Митрофанов.

Источник: http://lenta.ru/news/2016/02/11/ligo/

23.02.2017

УЧЁНЫЕ ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ПОЕДИНОК ДВУХ КВАНТОВЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Впервые в истории два квантовых компьютера сошлись лицом к лицу на ринге за звание чемпиона. Учёные подготовили серию экспериментов, которые должны были выявить победителя среди квантовых компьютеров, созданных стараниями инженеров Университета Мэриленда, а также компании IBM.

22.02.2017

Волокно «три в одном» совместило все стадии оптогенетики

Исследователи из Массачусетского технологического института разработали тонкое эластичное волокно диаметром с человеческий волос, позволяющее доставлять оптические, электрические и химические сигналы в мозг. Волокно, таким образом, представляет собой устройство «три в одном», совмещающее в себе функции сразу всех основных устройств, использующихся в оптогенетике.

20.02.2017

Россиянин построил говорящую модель терминатора T-800

Житель Перми Александр Осипович с помощью 3D-печати построил говорящего робота, который выглядит как киборг T-800 из художественного фильма «Терминатор».

13.02.2017

РОБОТЫ ПРОТИВ НАСЕКОМЫХ: ПОЧЕМУ КРОШЕЧНЫЕ ДРОНЫ ПРОИГРЫВАЮТ ПЧЕЛАМ?

В японском журнале «Кем» появилась статья, в которой группа ученых продемонстрировала возможности своего дрона на примере открытого цветка бамбуковой лилии (Lilium japonicum). Немного попрактиковавшись, устройство смогло забрать 41% доступной пыльцы за три раза и успешно опылить 53 из 100 цветков.

27.01.2017

В ИННОПОЛИСЕ СОЗДАЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РОБОТА

Специалисты лаборатории когнитивных робототехнических систем из Университета Иннополис сделали эмоционального робота. Гагарин — так назвали они своё детище — способен распознавать эмоции собеседника и воспроизводить их самостоятельно. Ещё робот говорит по-русски, узнаёт предметы и может поддержать разговор на определённые темы.

27.01.2017

УЧЁНЫЕ СОЗДАЛИ ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ ЭМБРИОН ГИБРИДА ЧЕЛОВЕКА И СВИНЬИ

Впервые в истории науки учёным удалось создать жизнеспособный эмбрион химеры, представляющей собой гибрид человека и свиньи.

26.01.2017

ЯПОНСКИЕ ГЕНЕТИКИ ВЫРАСТИЛИ ПОДЖЕЛУДОЧНУЮ ЖЕЛЕЗУ МЫШИ В ТЕЛЕ КРЫСЫ

Выращивание живых искусственных органов — действительно непростая задача. Если каких-то 5-10 лет назад это казалось практически невозможным, то сегодня наука значительно продвинулась в этом направлении, и вырастить новый орган уже не кажется такой фантастической задачей. Но группа ученых из Токио пошла еще дальше, и им впервые в мире удалось вырастить орган одного организма в теле существа другого вида.

18.01.2017

ГЛАВНЫЙ БИОТЕХНОЛОГ DARPA: «2017 ГОД ВЫНЕСЕТ НАМ МОЗГ»

Новый офис биологических технологий (BTO) DARPA поставил перед собой задачу «использовать силу биологических систем» и разработки новых оборонных технологий, конечно. За прошедший год, получив бюджет почти в 300 миллионов долларов, он исследовал проблемы улучшения памяти, симбиоза машин и людей и ускорения обнаружения заболеваний и отклика на них.

06.01.2017

ЭТИ ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЯТ ВАШУ ЖИЗНЬ В 2017 ГОДУ

Как и в научно-фантастических фильмах, флагманские телефоны этого года будут практически на весь экран. Некоторые из нас начнут носить компьютеры на лицах. И высока вероятность, что искусственный интеллект начнет принимать решения от вашего имени.