17.03.2016

Биологи получили стволовые клетки с одинарным набором хромосом

Международная коллаборация ученых из Израиля и США получила линию гаплоидных стволовых клеток человека — клеток, имеющих лишь один набор хромосом. Этот тип стволовых клеток в перспективе может стать полезным инструментом для изучения генетики человека и медицинских разработок. Работа опубликована в журнале Nature.

Чтобы получить линию гаплоидных стволовых клеток, ученые использовали человеческие яйцеклетки. Обычно деление этих клеток активируется сперматозоидом во время оплодотворения. Исследователи же искусственно активировали деление и успешно довели зародыши до стадии бластоцисты. Обычно при такой процедуре бóльшая часть клеток на стадии бластоцисты имеют двойной набор хромосом, но встречается и небольшая доля клеток с одинарным. Пометив ДНК флуоресцентным красителем,  ученые смогли по уровню свечения отобрать клетки с половиной генетического материала.

Всего удалось получить две клеточных линии с достаточно устойчивым гаплоидным состоянием. Однако даже в них каждый день от трех до девяти процентов клеток становились диплоидными (по какому механизму — пока не понятно). Поэтому проводить отбор по флуоресценции приходилось изо дня в день. Исследователи проверили целостность одинарного набора хромосом в гаплоидных клетках, используя для этого специфическую окраску каждой из них. Оказалось, что полученные клетки обладают нормальным гаплоидным набором хромосом и не несут серьезных вариаций числа копий (CNV).

Обе линии клеток обладают чертами плюрипотентных клеток человека — способных дифференцироваться в любой другой тип. Например, они имеют характерную морфологию колоний и экспрессируют специфические маркеры. Ученые смогли запустить дифференцировку гаплоидных клеток и получить нейроны, клетки сердечной мышцы и поджелудочной железы. Что примечательно, значительная часть полученных зрелых клеток также оставалась гаплоидной.

Гаплоидные стволовые клетки потенциально являются удобным материалом для исследования мутаций, приводящих к потери функции гена. В диплоидных клетках такие исследования затруднены наличием двух копий генетического материала. Кроме того, авторы исследования считают, что на основе полученных ими клеток может быть разработано лечение некоторых заболеваний, где необходима генетическая однородность клеток.

Источник: https://nplus1.ru/news/2016/03/17/haploid-stem-cells

30.07.2017

В мозге найдены управляющие старением клетки

Американские ученые обнаружили в мозге мышей клетки, которые регулируют скорость старения организма.

29.07.2017

В Гарварде создали материал, способный заклеить любую рану

Недавно группе ученых из Гарварда удалось разработать клей для человеческих тканей. Этот клей хорошо прилипает к любым мокрым поверхностям, обеспечивая возможность «заклеить» даже поврежденную сердечную мышцу.

25.07.2017

Китайцы научили роботов плавать в крови

Исследователи из Харбинского политехнического университета разработали микророботов для передвижения по кровеносным сосудам. Роботы управляются с помощью внешнего магнитного поля и могут за секунду преодолевать до 12 раз большее расстояние, чем их длина. Предполагается, что в будущем такие роботы смогут доставлять лекарства к конкретным участкам органов.

17.07.2017

Имплантируемый чип-микроскоп позволит увидеть обработку информации мозгом

Исследователи из Университета Райса разработали прототип имплантируемого в мозг чипа-микроскопа, который позволяет с высоким разрешением считывать сигналы с нейронов коры мозга, отвечающих за зрение. Чип был создан в рамках программы DARPA по изучению процессов обработки речи, зрения и слуха. Одной из конечных целей проекта является создание зрительных протезов, которые будут посылать визуальную информацию напрямую в мозг.

16.07.2017

В Швейцарии напечатали способное биться сердце

Сердце напечатано исследовательской группы из Высшей технической школы Цюриха в Швейцарии — именно там специалисты с помощью технологий 3D-печати и напечатали искусственное сердце из силикона.

14.07.2017

Роботами научились командовать «по-человечески»

Исследователи из Университета Брауна создали алгоритм, позволяющий роботам лучше понимать команды на естественном языке. Специалисты научили алгоритм не только переводить команды в действия, но и анализировать уровень их абстракции. После обучения робот правильно интерпретировал команды в 90 процентах случаев в течение одной секунды.

03.07.2017

Дрон научили управляться с подвешенным на тросе грузом

Исследователи из Цюрихского университета оптимизировали расчеты поведения груза, закрепленного на тросе под беспилотником, а также продемонстрировали эффективность своего подхода экспериментально.

03.07.2017

Корейцы научили микролабиринты самоорганизации

Исследователи из Южной Кореи разработали масштабируемую технологию изготовления лабиринтообразных микроструктур с программируемой направленностью.

29.06.2017

РОССИЙСКИЕ УЧЁНЫЕ СОЗДАЛИ ПРЕПАРАТ, «ВЫЖИГАЮЩИЙ» РАКОВЫЕ ОПУХОЛИ ИЗНУТРИ

Значительного успеха в лечении рака удалось добиться отечественным ученым из НИТУ «МИСиС» и МГУ и ООО «Медицинские нанотехнологии». Они разработали и приступили к доклиническим испытаниям препарата с наночастицей железа, который практически «сжигает» опухоль изнутри.

19.06.2017

Мягкий робот облегчит проведение колоноскопии

Инженеры из Колорадского университета в Боулдере разработали мягкого робота-колоноскопа, способного передвигаться подобно червям, сжимаясь и разжимаясь в разных частях. Такая конструкция позволит снизить неприятные ощущения при колоноскопии.