/ Новости
Космолайнер к 2050 году: прожект или неизбежность?
SpaceLiner, предположительно, сможет перебрасывать полсотни пассажиров из Европы в Австралию за 90 минут — или 100 пассажиров из Европы в Калифорнию за час. Чтобы сделать это, он должен разгоняться до M24 — точнее, до 25 200 км/ч, причём на высотах до 82 км.
Пассажирский салон полностью сосредоточится в носовой части судна. (Здесь и ниже иллюстрации DLR.)
«Может быть, мы лучше охарактеризуем SpaceLiner, сказав, что это своего рода второе поколение Space Shuttle, но с принципиально иной задачей», — рассказывает Мартин Зиппель, координатор проекта в Германском центре авиации и космонавтики (DLR). Уверенность германских разработчиков в собственных силах вызывает по меньшей мере любопытство: сравнивать своё детище с не очень успешным проектом (это мы о шаттлах), который критиковали ещё в период разработки, может только тот, кто действительно добился чего-то существенного.
Итак, SpaceLiner будет взлетать вертикально, используя ракетные двигатели закрытого цикла на жидком водороде и кислороде. Длина предполагаться в районе 70 м, размах крыльев — 40 м при максимальном взлётном весе в 1 250 т. Предельная дальность — 16 500 км. В общем, опять чисто немецкий проект: дорого, быстро и... ещё раз дорого — от 12,5 до 25 т веса летательного аппарата на каждого пассажира. Как-то так:
Впрочем, проектировщики и не скрывают, что не будут возить завсегдатаев заведений по раздаче бесплатного супа. Это коммерческий проект, твердят они, и уже в ближайшее десятилетие Германский центр авиации и космонавтики найдёт коммерческих партнёров для его реализации.
Что насчёт известных проблем шаттлов? Увы, конструкторы скупы на детали. Правда, отмечается, что после активной части траектории (разгона) и начала планирования ситуация будет лучше, чем у упомянутого корабля, за счёт более высокого аэродинамического качества. Некоторое недоумение вызывает заострённый нос SpaceLiner: уже давно показано, что при скоростях выше М5 он не даёт серьезных преимуществ перед закруглённым, если даже не наоборот.
Разработчики, однако, прямо-таки лучатся оптимизмом: окончательная форма ЛА ещё не выбрана и может быть скорректирована. Зато мы гарантированно будем обгонять проектируемых в других странах конкурентов, кои собираются использовать гиперзвуковые двигатели открытого цикла (брать воздух из атмосферы). Правда, тем придётся нести значительно меньше топлива, что удешевит их проекты, но о таких мелочах в DLR предпочитают не вспоминать. Зато закрытый цикл для высоких скоростей хорошо отработан, и никаких принципиально новых технологий создавать не придётся, что делает начинание реализуемым уже в ближайшее время, хвастаются немцы. «Мы не будем стараться повысить эффективность двигателя, лучше предпочтём поработать над возможностью его повторного использования», — подчёркивает герр Зиппель.
Первая ступень SpaceLiner после отработки топлива будет на парашюте спускаться на поверхность неподалёку (благодаря вертикальному взлёту) от места запуска. Её сразу же начнут готовить к повторному старту: многоразовость первой ступени — непременное условие этого проекта. Встроенные двигатели будут лишь поддерживать скорость уже на высокой части траектории.
Охлаждение — ахиллесова пята шаттлов — «станет активным, а теплозащита — эффективнее», причем оба процесса будут сфокусированы «на кромке крыла ЛА».
SpaceLiner в момент отделения первой ступени.
В нынешнем виде проект, конечно, вызывает больше вопросов. При таких скоростях и взлёт, и посадка над населёнными территориями исключены: и звуковой барьер преодолевать не дадут, и спускаемая первая ступень будет норовить упасть не туда. То есть субкосмопорты придётся строить в пустынной местности. С Калифорнией и Австралией разработчики, конечно, угадали, а вот где они найдут пустыню в Европе? Старт вертикальный, то есть разгон над водой вблизи поверхности явно не получится. Сколько займёт дорога из космопорта посередине Балтийского или Северного моря? И не проще ли тогда возродить «Конкорды»?..
Отдельно неясен нарочито традиционный аэродинамический облик. Со времён проектирования шаттлов прошли десятилетия, и сейчас совершенно очевидно, что их форма не была оптимальной. Между тем SpaceLiner к ней явно близок. Не получится ли у немцев второй Me-262 — аппарат с моторами и скоростью одной эпохи и аэродинамикой предыдущей?
Впрочем, даже если всё так и не будет поправлено до запуска SpaceLiner'а в эксплуатацию, намечаемого на 2050 год, можно будет конвертировать проект в туристические суборбитальные эмпиреи (до 82 км) — если, конечно, американские частники к тому времени не заполонят и этот рынок.
Подготовлено по материалам Space.Com.
Источник: http://science.compulenta.ru/733409/
Поделиться в Живом Журнале
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.
ПодробнееРобот открыл холодильник и принес оттуда пиво
Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.
ПодробнееВ Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей
Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.
ПодробнееУчёные из США разработали искусственный аналог глаза
Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.
ПодробнееАмериканцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей
Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.
ПодробнееToyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением
Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.
ПодробнееЧеловекоподобный робот научился делать сальто
Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.
ПодробнееРобот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности
На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.
ПодробнееToyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места
Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.
ПодробнееRHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать
Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.
ПодробнееМифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте
Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Владимир ГригорьевичДоктор физико-математических наук, профессор, руководитель группы автоволновых процессов, заведующий лабораторией Института прикладной физики РАН
ЯхноЧлен инициативной группы«Думаю, что именно понимание закономерностей в иерархии механизмов управления живыми системами позволит создать основу для производства эффективно работающих искусственных органов и имитаций тел человека.»
- Сергей ВасильевичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника»
СелищевЧлен инициативной группы«Глобальных и неразрешимых технических проблем для создания полностью искусственного тела не существует. Все задачи понятны и потенциально решаемы...»
- МаксимРоссийский писатель-футуролог, журналист
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»
- АндерсФутуролог, трансгуманист, писатель, член Исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества в Оксфордском университете
Сандберг«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
- Сергей НиколаевичРуководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
Ениколопов«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
- Дмитрий АлексеевичДиректор Центра клеточных и биомедицинских технологий Первого Московского государственного медицинского университета, специалист по осознанному управлению здоровьем, биотерапии и профилактике старения
ШаменковЧлен инициативной группы«Тело постепенно становится искусственным, появляются новые ткани, замещающие существующие, новые средства коммуникации, так или иначе расширяющие пределы нашего тела. Безусловно, человек технологизируется. Поэтапно мы движемся к формированию кибернетического организма...»
- Виктор ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, композитор, философ
Аргонов«Я думаю, что прежде, чем начать радикальную киборгизацию мозга, необходимо найти нейрокоррелят сознания. Имеет ли он физическую или чисто информационную природу в форме нейросигналов? Есть ли группа нейронов, которая непосредственно ответственна за сознание? Или, может быть, сознание порождается еще более мелкими объектами внутри нейронов...»
- КевинБританский учёный-киборг. Доктор наук в области технической кибернетики (Институт теории информации и автоматизации Чешской АН, 1994). PhD в области электротехники (системы управления) (Имперский колледж Лондона, 1982)
Уорвик«...Я прочел все ваши материалы, и большинство идей мне очень близки. Ваш план работ на ближайшие 30 лет меня восхищает!»
- Лев АлександровичДоцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Давид ИзраилевичДоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии ИИ
Дубровский«... этот проект ["Россия 2045"], безусловно, заслуживает всемерной поддержки. Он инициирован молодыми людьми, полными веры в свою высокую миссию. Это яркий акт пассионарности... вызов нашей академической общественности, среднему, сероватому научному сознанию, лишенному порывов вдохновения».
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
- ХиросиДоцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- Дмитрий ХаметовичХудожник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- Сергей ВладимировичДоктор философских наук, профессор
Кричевский«...В таком теле, как бы там медицина ни боролась, увы, есть масса рисков, радиационных и прочих, которые пока непреодолимы. И мы не можем существовать вне Земли, в этой враждебной среде, не решив эти вопросы».
- Александр ИвановичДоктор технических наук, профессор, заслуженный деятель наук России, является автором более 300 научных работ, в том числе 25 монографий
Галушкин«Я убежден в том, что нейросетевые технологии – это основа построения будущих систем управления роботами, т.е. мозга будущих роботов».