/ Новости

12.11.2013

Как разные решения зависят от одних и тех же нейронов

Принимаемое нами решение определяется тем, как одни и те же нервные клетки фильтруют получаемые данные: в зависимости от внешнего условия нейрон будет отдавать предпочтение тому или иному потоку сигналов с информацией о признаке, который нас интересует.

Представьте, что вокруг вас, пока вы заняты едой, начинает кружить какое-то насекомое. Ваша реакция зависит от того, какие признаки будут для вас самыми важными — окраска или, скажем, движение. Если насекомое окрашено в жёлто-чёрные полосы, то вы быстро узнаете в нём осу и, вероятно, попытаетесь спастись бегством. Но если вас особенно раздражает жужжание и мельтешение насекомого, то вы попытаетесь отмахнуться или прогнать его, не обращая внимания на окраску. 

В таких случаях говорят о контекстуальном решении, когда какое-то одно из условий оказывается более важным для дальнейших действий. Как мозг принимает такие решения, долгое время оставалось загадкой. Предполагалось, что тут работают две группы нервных клеток: одни определяют, какой именно признак критичен для данной ситуации, а другие отвечают за приём сенсорной информации, которая более всего нужна для принятия решения. 

Однако, как пишут в Nature Уильям Ньюсом (William Newsome) и его коллеги по Стэнфордскому университету (США), в принятии решений такого рода задействована целая область префронтальной коры, и более всего исследователей в их экспериментах удивило то, что оба сигнала — и нужный, и ненужный — принимаются и обрабатываются одновременно. Хотя ожидали они обратного, полагая, что ненужный сигнал (звуковой или цветовой) окажется просто отброшен, что он не будет восприниматься. 

В опытах на обезьянах удалось увидеть, что даже на уровне одного нейрона оба сигнала «микшируются», то есть если продолжать сравнение с осой, то и звук полёта, и раскраска насекомого проходят по одной нервной цепи. Чтобы понять, что происходит, учёным пришлось построить математическую модель «нейрона решения»: с такой моделью обращаться было проще, чем собирать огромное число сигналов с живой клетки. Виртуальная нейронная сеть получала некие сигналы, на основании которых нужно было принять решение, при этом как именно это делать, исследователи виртуальной модели не объясняли.

В эту виртуальную модель загрузили данные, полученные в опытах с обезьянами. Макаки должны были следить за экраном с движущимися разноцветными точками, и в одном случае нужно было определить, каких точек больше, красных или зелёных, а в другом — куда они преимущественно движутся, вправо или влево. Попутно у животных отслеживали движения глаз и активность нейронов коры. 

Исследователи сделали более 1 400 таких измерений, пытаясь описать состояние мозга в тот момент, когда обезьяна видела признак, который был нужен для принятия решения, и когда это решение срабатывало в мозге. Весь массив данных потом проверялся на виртуальной модели, дабы очистить нужные последовательности импульсов от множества других.

В результате была построена следующая схема работы «нейронов решения». Одни и те же нейроны реагируют на самые разные признаки, но отбор происходит тогда, когда поступает условие, формирующее контекст, — какому признаку следует уделить больше внимания. После этого тот или иной признак становится, по словам исследователей, линейным аттрактором, то есть относительно него увеличивается поток информации. Нейрон перестаёт следить, например, за движением и реагирует теперь только на цвет. Если условие будет обратным — определить направление движения, — то тот же самый нейрон переключится на информацию о движении. Спустя пару секунд нейроны давали ответ на вопрос о цвете или направлении движения. 

Иными словами, одни и те же нейроны принимают разные решения, и происходит это потому, что они заинтересованы в самых разных вещах (в самых разных признаках), но — в разной степени, в зависимости от контекста.

Это можно было бы подтвердить специфической стимуляцией нейронов, чтобы побудить их к тому или иному решению. Опыт такого рода, надо думать, исследователи постараются поставить, так как их модель контекстных решений, при всём её остроумии, опирается во многом на виртуальные нейронные сети, так что полученные результаты требуют «живого» эксперимента. 

Подготовлено по материалам Стэнфордского университета.

Источник: http://compulenta.computerra.ru/chelovek/neirobiologiya/10010006/





30.05.2045

Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии

Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.

Подробнее
27.02.2018

Робот открыл холодильник и принес оттуда пиво

Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.

Подробнее
27.02.2018

В Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей

Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.

Подробнее
26.02.2018

Учёные из США разработали искусственный аналог глаза

Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.

Подробнее
27.11.2017

Американцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей

Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.

Подробнее
21.11.2017

Toyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением

Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.

Подробнее
17.11.2017

Человекоподобный робот научился делать сальто

Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.

Подробнее
27.10.2017

Робот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности 

На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.

Подробнее
03.10.2017

Toyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места

Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.

Подробнее
03.10.2017

RHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать

Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.

Подробнее
02.10.2017

Мифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте

Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?

Подробнее
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
Больше мнений

Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Войти по логину 2045.ru

Email:
У Вас еще нет логина на 2045? Зарегистрируйтесь!
Уважаемый единомышленник, если вы поддерживаете цели и ценности Стратегического общественного движения «Россия 2045», регистрируйтесь на нашем портале.

Быстрая регистрация:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Регистрация

Имя:
Фамилия:
Сфера деятельности:
Email:
Пароль:
Введите код с картинки:

Показать другую картинку

Восстановить пароль

Email:

Текст:
Email для связи:
Вложение ( не более 5 Мб. ):
 
Закрыть
план работ корпорации «Бессмертие»