/ Новости

03.10.2012

Компьютер победил человека, ошибившись

В недавно вышедшей из-под пера Нэта Силвера книге «Сигнал и шум» есть интервью с Мюрреем Кэмпбеллом, одним из разработчиков Deep Blue — компьютера, который побил самого Гарри Каспарова, находившегося на пике своей шахматной формы. И вот что интересно: г-н Кэмпбелл говорит, что ход, принёсший машине победу, был сделан ею по ошибке. В силу случайного сбоя в программном обеспечении!

Напомним: тогда, в 1997 году, судьба поединка человека с Deep Blue висела на волоске. Компьютер так и выиграл — с шатким счётом 3½:2½.

Каспаров мог ожидать от четверти тысячи процессоров Deep Blue чего угодно: интеллекта, выдержки, неподверженности эмоциям... Но никак не банального сбоя! (Фото Adam Nadel / Associated Press.)

Больше всего вопросов вызвал ход во второй партии матча, когда Deep Blue мало того что «задумался» на 15 минут (вместо обычных трёх), но и отклонил жертву, предложенную Каспаровым, «легендарно» сыграв Сe4. Уже тогда поговаривали, что это невозможно — чтобы шахматная программа нашла столь тонкий, типично человеческий позиционный ход, не имеющий явных преимуществ перед другими вариантами, однако дезориентировавший великого шахматиста, который в итоге сдался после 45-го хода, хотя чёрные (Каспаров) могли свести игру вничью вечным шахом из-за неточного последнего хода белых.

Как все помнят, по итогам шести игр Гарри Кимович потребовал у создавшей Deep Blue IBM выдать ему логи партии. Но их так и не предоставили, что лишь усилило разговоры о вмешательстве в игру человека, переломившего ход поединка.

Так вот, если верить заинтересованной стороне в лице Мюррея Кэмпбелла, всё объясняется проще: «Каспаров [ещё в конце первой игры 1997 года] заключил, что контринтуитивная игра [компьютера] должна быть признаком превосходящего интеллекта. Он никогда не предполагал, что это был просто баг».

Баг был, строго говоря, несколько необычным: на 44-м ходу первой игры Deep Blue не смог выбрать между альтернативами и запустил дефолтный вариант, которым был... рэндомный, случайный выбор хода. Это настолько ошеломило Каспарова, что он посчитал в тот момент возможности Deep Blue радикально выросшими по сравнению с поединками 1996 года, когда гроссмейстер легко разделывался с машиной. Это, как полагает г-н Кэмпбелл, и привело к ошибке во второй игре и общему фиаско.

Выгода от 37-го хода Deep Blue во время второй партии настолько неочевидна, что IBM обвиняли в читерстве и приглашении гроссмейстера, влиявшего на стиль игры машины. 

По всей видимости, это был не единственный сбой Deep Blue. Во второй игре на 44-м ходу компьютер оставил короля незащищённым, позволив Каспарову угрожать шахом — вечным шахом. Однако уже зародившееся у человека подозрение в блистательных возможностях машины не позволило ему разглядеть эту ошибку программы, и возможность свести игру (и поединок в целом) вничью была утеряна. Душевное спокойствие Гарри Каспарова в очередной раз было поколеблено «слишком человеческой» игрой машины.

В свете сказанного подозрения о «человеческом компоненте» со стороны IBM, начавшие укрепляться после последующих (2000 года и позже) игр Каспарова с компьютерами, которые он сводил вничью, в какой-то мере оправданы. Хотя в игру на стороне машины человек, возможно, и не вмешивался, баг по своей природе был чисто человеческим: Deep Blue, сделав ошибочный ход после множества правильных, идеальных, нарушил стандартное игровое поведение машины. Да-да, поступив, как человек, которому свойственно ошибаться…

Подготовлено по материалам Wired.

Источник: http://science.compulenta.ru/711677/





30.05.2045

Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии

Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.

Подробнее
27.02.2018

Робот открыл холодильник и принес оттуда пиво

Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.

Подробнее
27.02.2018

В Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей

Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.

Подробнее
26.02.2018

Учёные из США разработали искусственный аналог глаза

Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.

Подробнее
27.11.2017

Американцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей

Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.

Подробнее
21.11.2017

Toyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением

Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.

Подробнее
17.11.2017

Человекоподобный робот научился делать сальто

Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.

Подробнее
27.10.2017

Робот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности 

На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.

Подробнее
03.10.2017

Toyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места

Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.

Подробнее
03.10.2017

RHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать

Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.

Подробнее
02.10.2017

Мифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте

Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?

Подробнее
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
Больше мнений

Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Войти по логину 2045.ru

Email:
У Вас еще нет логина на 2045? Зарегистрируйтесь!
Уважаемый единомышленник, если вы поддерживаете цели и ценности Стратегического общественного движения «Россия 2045», регистрируйтесь на нашем портале.

Быстрая регистрация:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Регистрация

Имя:
Фамилия:
Сфера деятельности:
Email:
Пароль:
Введите код с картинки:

Показать другую картинку

Восстановить пароль

Email:

Текст:
Email для связи:
Вложение ( не более 5 Мб. ):
 
Закрыть
план работ корпорации «Бессмертие»