/ Новости

19.09.2013

Открытый робот DARPA

Гордиться ручным ремеслом янки нынче не приходится: летом 2013 года в Лейпциге, на Международном конкурсе профессионального мастерства WorldSkills International, команда из США заняла лишь 39-е место из 47 участников. На три десятка позиций отстав от Бразилии, президент которой, возмутившись компьютерным шпионажем АНБ за бразильской нефтяной компанией Petrobras, отказалась от встречи с мистером президентом Обамой, и всего лишь на пять ступенек обойдя российских наследников Левши. Времена, когда на американских заводах ставили на конвейерную сборку легендарный авиамотор Merlin, который создавшие его англичане производили селективно, канули в Лету. Нет больше тех крестьянских ребят и девчат, которые либо с ферм Среднего Запада, либо прямиком с эмигрантского Стейтон-Айленда приходили на сталеплавильные и автомобильные заводы Среднего Запада, на швейные и текстильные фабрики Новой Англии.

Но у американцев есть лучшие в мире университеты. Есть инновационный ИТ-бизнес. У них есть Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA), разработки которого порой превосходно находят себе применение в мирной жизни: да возьмём хотя бы тот же интернет, в котором вы читаете эти строки. И есть — при всей трогательной любви к авторскому и смежному правам, подпёртым всей мощью государственной машины, — концепция Open Source-кода. И вот всё это нынче начинает сходиться вместе при решении вопросов практической робототехники. Пока — для выполнения задач гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий. Того, что в наших документах называлось СНАВР (спасательные и неотложно-восстановительные работы).

Трата государственных денег объясняется налогоплательщику историями драматическими — гибелью девятнадцати огнеборцев при тушении лесных пожаров в Аризоне; тем, что при работах в центре 9/11 спасатели надышались токсической пылью. Вспоминаются даже ликвидаторы из Фукусимы — будто японцам после Хиросимы и Нагасаки привыкать к радиации… Жертвы ничтожные, по сравнению с тем количеством жизней, которые может спасти роботизация автомобильного движения. Но задачи предполагается решать самые интересные и очень важные.

Роботы-симуляции работают в моделированном мире.

Без малого год назад агентство DARPA объявило конкурс по созданию программного обеспечения на основе открытого кода, предназначенного для управления роботом-спасателем. Партнёром его выступил некоммерческий Open Source-фонд Open Source Robotics Foundation (OSRF). Только вот если вы, прочтя «некоммерческий», представили себе нечто энтузиастски-несерьёзное, то сильно ошиблись. Это вполне солидная организация, учреждённая робототехнической фирмой Willow Garage и ориентированная на поддержку и продвижение программных проектов в области робототехники. Записались на конкурс 26 команд со всего мира. Им была предоставлена возможность скачать эмуляторы аппаратного обеспечения робота, равно как и модели окружения, в котором роботам-спасателям предстоит решать свои задачи, и погонять на них свой код. В середине лета были подведены итоги конкурса. Из участников выбрали семь команд, разработки которых DARPA и OSRF сочли наиболее перспективными.

Разработчики робототехнического софта соревнуются по-спортивному.

А для команд, вышедших во второй тур, наступает самое интересное. Им предоставляется возможность тестировать своё программное обеспечение на реальном роботе, действующем в физическом мире. Робота этого вы, уважаемые читатели, наверняка уже видели. Зовётся он Atlas, по имени того брата Прометея, которого в наказание за участие в контрреволюционном восстании против прогрессивных олимпийцев определили держать земной свод. 188 сантиметров роста. 150 килограммов веса. Механизм имеет двадцать восемь степеней свободы, действия в которых осуществляются двадцатью восемью гидравлическими приводами, работающими от общего гидронасоса. А гидравлика — технология довольно архаичная. Еще античная техника владела искусством ΰδραυλις — построения водяных органов… Гидравлическими были привода орудий броненосцев и рулевые машинки древних ракет. Теперь гидропривод возвращается в робототехнику: у него всё ещё хватает достоинств — вроде приёмистости, нагрузочной характеристики. Но есть и недостатки, такие как КПД. Сопротивление жидкости, знаете ли… Поэтому заокеанский Atlas абсолютно неавтономен. Питание он получает по силовому кабелю, таскающемуся за ним подобно обезьяньему хвосту (ранние этапы эволюции, что придираться). И ещё в конструкцию робота специалисты создавшей его новоанглийской робототехнической компании Boston Dynamics ввели радиатор, менее заметный, чем подсветка из голубых светодиодов, но более необходимый для рассеяния тепла, отобранного у гидрожидкости. Вспоминая, что отечественная оборонка ещё в индустриальную эпоху переводила довольно много приводов с гидравлики на электрику, очень похоже, что Atlas создавался именно как системный прототип, для которого приемлема архаичная и энергоёмкая гидравлика.

Atlas в разных позах.

И вот на этом-то роботе претендентам на двухмиллионный приз предстоит отрабатывать свои алгоритмы и коды, с помощью которых Atlas должен научиться решать типовые задачи СНАВР. Разобрать завал. Проломить стену. Подсоединить брандспойт к гидранту (в мышлении янки пожарный кран носит культовый характер: хуже, чем припарковаться рядом с ним, — только обогнать школьный автобус). Смонтировать пожарную магистраль, соединив несколько труб… Базовые функции движения в пространстве Atlas уже освоил. Он умеет удерживать равновесие: для него это, как и для человека, динамический процесс. Была когда-то система статических тренировок Atlas, занесённая из США и позволявшая очень быстро наращивать мускулы ещё до введения в быт стероидов. Состояла она в том, что надо стоять под нагрузкой: мышцы-то в это время интенсивно трудятся, хотя работа в физическом смысле и не совершается. (Все нормальные тренеры с таким атлетизмом боролись насмерть, заставляя воспитанников заниматься менее эффектной, но более эффективной ОФП, последствия чего ощущаются десятилетия спустя — но это другой разговор…) Вот и гидроприводы Atlas трудятся для поддержания равновесия, рассеивая тепло… Ещё он умеет схватиться в движении за стенку, помогая удержать равновесие.

Ну а всему остальному Atlas предстоит научить. И доучивать постоянно… И вот этому-то доучиванию и поможет концепция открытого кода. И — доступные эмуляторы к нему. Каждый сможет войти в этот бизнес, дописывая новые и новые функции для робота. Копать канавы. Сращивать кабели. Работать с перфоратором. И — продавать их по всему миру, получая за это роялти.

Atlas с рукавом у культового в американском сознании гидранта.

Ведь задачи, которые в ближайшем времени научится решать Atlas (мы говорим «научится», а не «если научится»!), вполне на уровне сложности того труда, которым на улицах заняты вездесущие гастарбайтеры в ярких жилетах. Вполне можно представить себе команду потомков Атласа (имён много — все Гиады и Плеяды), приезжающих на место работы в кузове робопикапчика, запускающих генератор, от которого питаются и их электроперфораторы, и они сами, и приступающих к вечному — почти как у Данаид — труду по смене тротуарной плитки и бордюрных камней… Всё это наверняка освоит Atlas в ближайшее время: премию-то в два мегабакса разработчикам софта получить явно хочется, а вручать-то её будут уже в декабре этого года, в тёплом Майами…

О стоимости экспериментального Atlas говорить нет никакого смысла: она чрезвычайно высока, как у первых студийных видеомагнитофонов, занимавших половину комнаты. Но грубо-грубо её можно прикинуть для серийных образцов, соотнеся массу робота с массой автомобиля. Железка и там и там. Примерно одного уровня технологии. И поршни с уплотнениями там и там. И двигатель с радиатором. И электроники в наследниках самобеглых колясок Даймлера хватает. И заезжать в гараж карман нынче самостоятельно даже сугубо средний класс умеет… Так что цена будет совсем не заоблачная. И организациям российских бизнесменов не предлагать бы амнистии мигрантов, а озаботиться массовым внедрением робототехники, а лучше — ещё бы и её возможным созданием и производством. Создавала же Россия индустриальной эры достойный ответ тогдашним американским изделиям с тем же именем Atlas…

Источник: http://www.computerra.ru/83256/otkryityiy-robot-kak-darpa-na-dengi-pentagona-privlekaet-razrabotchikov-open-source-koda-k-rabote-nad-robotami/





30.05.2045

Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии

Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.

Подробнее
27.02.2018

Робот открыл холодильник и принес оттуда пиво

Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.

Подробнее
27.02.2018

В Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей

Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.

Подробнее
26.02.2018

Учёные из США разработали искусственный аналог глаза

Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.

Подробнее
27.11.2017

Американцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей

Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.

Подробнее
21.11.2017

Toyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением

Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.

Подробнее
17.11.2017

Человекоподобный робот научился делать сальто

Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.

Подробнее
27.10.2017

Робот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности 

На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.

Подробнее
03.10.2017

Toyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места

Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.

Подробнее
03.10.2017

RHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать

Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.

Подробнее
02.10.2017

Мифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте

Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?

Подробнее
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
Больше мнений

Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Войти по логину 2045.ru

Email:
У Вас еще нет логина на 2045? Зарегистрируйтесь!
Уважаемый единомышленник, если вы поддерживаете цели и ценности Стратегического общественного движения «Россия 2045», регистрируйтесь на нашем портале.

Быстрая регистрация:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Регистрация

Имя:
Фамилия:
Сфера деятельности:
Email:
Пароль:
Введите код с картинки:

Показать другую картинку

Восстановить пароль

Email:

Текст:
Email для связи:
Вложение ( не более 5 Мб. ):
 
Закрыть
план работ корпорации «Бессмертие»