/ Новости
От Адама до киборга. Взгляд на техногенность человека в русле православного мировоззрения
Зюрин Виктор Геннадьевич, кандидат исторических наук
Место работы: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (Ленинградская область, город Тихвин)
Должность: главный хранитель
О музее: http://lenoblmus.ru/museum/tikhvinskiy_muzey/about/#tab
Развитие науки сегодня подводит нас к рубежу существенного видоизменения человека. Вслед за бионическим протезированием, созданием искусственных органов последует формирование искусственного тела, работа с генами, мозгом, ЦНС. Как отвечает Православная Церковь на новейшие достижения? Вопросам биоэтики и развития медицины отводится значительное место в Социальной концепции РПЦ. В данной статье представлено мнение, что техногенность является значительной частью существа человека, заложена в нас Творцом и берет начало от первопредка – Адама.
[Примечание: Понятие «техногенность» интерпретируется по-разному. Для представленной статьи предлагаю следующее понимание термина: техногенность – внутренняя сущность объекта или явления, содержащая принципы техники и технологии.]
Образ первого человека – Адама – привлекателен во многих отношениях. Потому что он был первым, жил в совершенно особых условиях, имел такую необычайную судьбу. Можно только сожалеть, что о его жизни в Раю Библия говорит лишь несколько строчек. О его жизни вне Рая сказано тоже не много, и не будем перечислять все эти немногочисленные факты, отметим лишь, что дожил Адам до 930 лет. То есть достаточно долгое время он жил вне Рая.
Концептуальное значение имеет то, что Адам стал тем человеком, по которому прошла граница техногенного существования.
Несмотря на минимум сведений о жизни первых людей в Раю, очевидно, что в то время техники не существовало в принципе. В Эдеме Адам абсолютно не нуждался: не заботился о добыче пищи и самосохранении (невозможно представить случай, когда в Райском саду Адам становится больным или инвалидом). Слова Библии о том, что Адам был приведен Богом в Эдем «...возделывать и хранить» его [ Быт.2:15], наверняка не означают какую-либо технику садоводства и земледелия вообще. Бытие Адама рядом с Богом имело какой-то особенный формат и техника тогда была совершенно не нужна.
Предельную «природность», «не-техногенность» жизни первой человеческой пары красноречиво подчеркивает замечание, что они «...были оба наги» [Быт.1:01. Фразы Библии многозначны, святые отцы во многих случаях представляют духовное понимание библейских текстов, в том числе и вопроса об одежде первых людей. Еще об этом – ниже]. Отсутствие одежды – ярчайший пример абсолютного отсутствия чего-либо искусственного, сделанного по необходимости. Мы настолько свыклись со своей техногенной оболочкой – одеждой, что даже не представляем существования без нее, тогда как Адам жил без подобной капсулы. Мы остановились на этом чуть подробнее, потому что ниже еще вернемся к этому моменту.
Совершенно иная ситуация складывается после изгнания Адама и Евы из Рая. Напутственными словами Бога были:
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...
17 Адаму же сказал: ...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
В представленных купюрах отражены два базовых аспекта бытия людей в новом формате: состояние тела и новые условия существования. Перед тем как рассматривать самого человека, следует уделить внимание условиям его существования.
Совершенно естественно, что оказавшись по ту сторону Рая, первые люди сразу же окунулись в мир техники: одежда, жилье, поиск пищи, технические средства для ее получения/приготовления/хранения. Семья Адама нуждалась и обустраивала свой быт.
То, что раньше давал Бог, предоставляла теперь техника. Впрочем, для времени первого человека это предложение слишком короткое, следует сказать так: то, что давал раньше Бог, добывалось усилиями человека при посредничестве техники – еще очень примитивной и слабой, но уже полностью окружившей человека.
Каково же отношение Бога к технике? Очевидно, что вне Рая никакой иной судьбы кроме техногенной у людей быть не могло. Если бы не техника, Адам и Ева погибли бы в течение двух-трех суток за стенами Эдемского сада от голода и переохлаждения.
Но Бог не посылает людей на смерть, он отправляет их жить – трудиться, изобретать и созидать. Господь прекрасно представлял условия жизни вне Рая и вполне отчетливо указал первым людям техногенный путь выживания: «выслал его ... из сада Едемского, чтобы возделывать землю...».
Также Господь сделал первые одежды людям и, таким образом, отправил их во внешний мир как-никак подготовленными. Этот эпизод с одеждой очень интересный, вновь остановимся на нем подробнее [Вновь мы рассматриваем буквально слова Библии. О духовном значении эпизода с одеждой см. дальше]. Одежда стала первой технической продукцией: первые одежды сделали себе Адам и Ева еще в Райском саду из листьев, наверняка это было что-то очень примитивное. Высылая людей из Рая, Господь Сам одел их – в кожаные одежды – это был второй по счету технический продукт. Примечательно, что Бог сделал тот же предмет, что и люди, первое качественное техническое произведение получено из рук Господа. Перед нами зарождение технического прогресса.
Гораздо дороже кожаных одежд был бесценный дар разума, способного развиваться до пределов, еще не изученных.
Помощь Господа нельзя не разглядеть во всей дальнейшей истории человечества. Известно, что Бог не оставил род людской. Адам, несмотря на свое падение, почитается как праведный. Хорошие отношения с Богом сложились у Авеля и Сифа – второго и третьего сыновей Адама. Господь сопутствовал людям, постоянно уделяя внимание избранному народу – израильтянам, а впоследствии и всему человечеству. Положение вещей при этом не изменилось – люди сами должны были создавать себе жизненные условия. Техника развивалась медленно, но неотвратимо. Следует особо подчеркнуть, что Бог принимал самое активное участие в этом процессе.
Можно привести ряд примеров, когда самые грандиозные планы Господа включали непосредственно технические аспекты. Так, одним из ключевых моментов истории человечества стало устройство праведным Ноем ковчега – огромного грузового судна из дерева. Без сомнения, это было выдающееся инженерное произведение, созданное непосредственно по проекту Господа. Это чудо техники стало тем фактором, благодаря которому возможно дальнейшее существование не только человечества, но и всего животного мира.
Устройство скинии – важнейшего явления древней истории, походного храма израильтян, в котором служил Моисей – было продиктовано Самим Богом. В плане скиния представляла собой геометрическую конструкцию – три вписанных друг в друга прямоугольника с четко заданными параметрами, а обустройство храма предписывало определенные материалы, технику изготовления, размеры.
Остановимся на этих примерах и поставим всеобъемлющий вопрос: сколько раз за всю историю человечества Бог вдохновлял изобретателей и ученых на какое-либо открытие? Очевидно, что это многие и многие случаи. Святые отцы утверждают, что все способности и таланты, которые есть у человека – являются не его собственной заслугой, но даром Божиим. Все, что было изобретено и создано светлыми умами, в русле христианской традиции может быть названо даром Господа.
Данная концепция рассматривалась и учеными. Известный немецкий биофизик, доктор философии, доктор медицины, доктор инженерных наук, доктор теологии, профессор и убежденный католик Фридрих Дессауэр (1881–1963) полагал, что в технике Бог раскрывается так же, как и в природе, и акт технического творчества – продолжение дела творца [Аль Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории. СПб., 2004. С. 48]. Сущность инженерной деятельности, по Дессауэру, состоит в реализации божественной идеи: творец один – Бог, а инженер, вдохновляемый божественным Промыслом, воплощает божественные идеи в реальную технику.
Богословы-схоласты издавна размышляли над духовной сущностью труда: в V в. он рассматривался не только как средство для обеспечения нужд, но и как способ устранения праздности, обуздания вожделений, а также как наказание. С конца ХI в. выдвигалась идея, что труд является естественным, заложенным Богом предназначением людей [Стецюра Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М.: Росспэн, 2010. С. 173, 179].
Многие святые были замечательными мастерами передовых технических профессий. Так, Иосиф, обручник Святой Девы Марии, был плотником. Есть ли принципиальная разница между плотником начала нашей эры и физиком-ядерщиком сегодняшнего дня? Каждый из них являлся мастером, профессионалом. Работа плотника и физика-ядерщика призвана, как и любой другой созидательный труд, облегчить жизнь человечества вне Рая. В притчах Иисус Христос много раз упоминает о различных профессиях, не выделяя ни одну из них. В Социальной концепции РПЦ многократно отмечается, что «труд является органичным элементом жизни» и «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей» [Социальная концепция Русской Православной Церкви. Раздел VI. Труд и его плоды. 1, 5]. Наука и техника не являются чем-то антагонистичным Богу. Природа техники не зловредна, все негативные последствия техногенного развития есть следствие ошибок или греховной сущности человека.
Итак, постепенно человечество создавало технику, которая поглощала его потребности в мире вне Рая. Этот процесс, запущенный однажды, объективно не может остановиться, и абсурдна попытка установить предел цивилизации, некий идеальный уровень. Противники прогресса утверждают, что человек удаляется от природы, видоизменяет ее и себя. В таком случае что представляет собой «природный» человек? Одежда, искусственные зубы, очки – это еще не видоизмененный человек? (До искусственных органов мы дойдем далее.)
Американский астроном, астрофизик, атеист Карл Саган в одном из своих многочисленных научно-популярных трудов [Саган К. Голубое пятнышко: Взгляд на космическое будущее человечества. 1997] доказывает, что человек не может не изменять окружающий мир, что Вселенная в существующем виде неприемлема для жизни людей и человек нуждается в особых условиях существования. Это очевидно: окружающий мир совершенно непригоден для «естественно-природной», «нетехногенной» жизни человека, и даже непонятно, как она может выглядеть без техники. Со времен Адама человек стремился изменять мир под себя.
Напутствие усердно трудиться, разум, одежда, способности, личное участие – все это говорит о то, что Господь, отправляя Адама во внешний неблагоприятный мир, на самом деле снабдил его всем необходимым. Причем не только для выживания, но и для непрерывного возрастающего развития. Или Адаму следовало остановиться на неком определенном уровне – построить землянку, но не строить дом, приручить собаку, но не приручать лошадь? Процесс строительства цивилизации, начатый Адамом, естественно продолжается до сегодняшнего дня. Совершенно очевидно, что граница техноцивилизации подвижна: она всегда может сделать наше существование еще оптимальнее, удобнее. Постепенно человечество создало так называемую вторую природу – видоизменяя, упорядочивая (и, к сожалению, разрушая) окружающую среду.
При попытке очертить границы распространения техники мы можем провести параллель с нашей прародиной – Божиим садом. Можно сказать, что техногенная цивилизация стремиться воссоздать условия жизни в Эдеме, делая их такими оптимальными, как будто за человеком как за Адамом снова ухаживает Господь Бог.
Рассмотрим теперь первое смысловое ядро напутствия Бога у ворот Рая – обратимся непосредственно к самому человеку.
Во фразах Господа, обращенных к Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» и к Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю... ибо прах ты и в прах возвратишься» – раскрывается новый, основополагающий аспект бытия человека. Здесь выражено и подчеркнуто состояние тела человека: вне Рая оно подвержено болезням, травмам, старению. Фундаментальности, всеобъемлющего смысла и даже драматичности придает этому вердикту то, что сказанное относится к беременности и рождению. Ведь в ситуации с искушением не было ничего, относящегося к родам, половой жизни и т.п. Но фразы Господа глубоки и многозначны: Он говорит о том, какая судьба нам предстоит – Он говорит о судьбе тела, о том, что тленное тело стало нашей судьбой. От Адама бессмертная душа заключена во временную оболочку. Души многих окажутся полностью подчинены временной плоти и через инстинкты, боль и болезни так и не прорвутся к Вечности. Созданные для бессмертной жизни в Раю, мы увядаем здесь, как осенние листья. Господь знает о проблемах физического тела неизмеримо больше, чем мы сами.
Более того, Бог сам облекся в человеческую плоть, и в Евангелиях мы видим, чем более всего занимался Господь, воплотившись среди людей: Он проповедовал и исцелял. Он мог бы заниматься искусством или наукой, сельским хозяйством или политикой, путешествовать и т.д. Но все Евангелие наполнено рассказами об исцелениях, которые совершал Иисус. Это снова показывает, как высоко Он ставит проблематику тела.
С самого момента изгнания из Рая человек стремился утишить боль, победить болезнь, продлить жизнь, и успехи в этой области нарастали век от века. В Социальной концепции РПЦ многократно подчеркивается, что: «Церковь призвана содействовать праву каждого человека на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни», «медицинская помощь... должна быть максимально эффективной» и т.д. [Социальная концепция Русской Православной Церкви. Раздел XI. Здоровье личности и народа]. Медицина ХХI века позволяет слепому человеку вставить глаза, заменить сердце, сустав. Мы уже вплотную подошли к рубежу создания кибернетических организмов – киборгов.
Начнется этот процесс с лечения тяжелых травм и генетических заболеваний. При значительных поломках искалеченный организм можно восстановить только при помощи кибернетических узлов: бионических протезов, искусственных внутренних органов. В самом крайнем случае приходится говорить о полностью искусственном теле: если есть возможность исцелить человека, то это следует сделать, восстанавливая жизнь там, где она уже почти угасла.
Возможно, кто-то посчитает допустимым возразить на это тем, что безнадежно больного человека забирает к себе Бог. Тогда где тот предел повреждения организма, после которого врачи могут сказать: «Все, больше мы ничего не делаем, этому человеку пора умереть»? Во сколько лет определить предел продления жизни?
Сегодня живут и оставляют потомство люди, которые всего 50 лет назад однозначно были обречены на смерть в детстве или умерли бы от болезней, которые ныне успешно лечатся.
Конечно, при этом накапливаются биологические проблемы – развитие медицины остановило действие естественного отбора; следует также отметить малоподвижный образ жизни в городах, стрессы, некачественное питание, загрязненный воздух... В таких условиях человечество постепенно слабеет и вырождается. В Социальной концепции РПЦ отмечается: «Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей» [Социальная концепция Русской Православной Церкви. Раздел XII. Проблемы биоэтики. 12.5]. Мы остро нуждаемся в механизме, который бы восполнил утраченные ресурсы и нивелировал последствия биологического вырождения: генетические болезни и патологии, слабость тела и иммунитета. Необходимы новые, прорывные открытия.
Следующим этапом станет работа над мозгом и ЦНС. В этом нуждаются уже не только больные и калеки, но и большая часть современного человечества. Наука еще только приближается к пониманию того, как работают эти сложнейшие системы, но совершенно очевидно, что от их состояния зависят многие качества личности. В своей замечательной монографии нейропсихолог Крис Фрит пишет: «Я глубоко убежден, что любые изменения психики связаны с изменениями активности мозга. Считаю, что всё, что происходит в моем внутреннем мире (психическая активность), вызывается мозговой активностью или, по крайней мере, зависит от нее» [Frith C. Making up the Mind. How the Brian Creates our Mental World. В русском издании: Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Астрель, 2012. С. 46].
Вероятно, со временем найдутся возможности корректировать и развивать способности мозга и оптимизировать психику. Тогда человек, осознающий свои недостатки, получит возможность обладать хорошей памятью и мышлением, устойчивостью к стрессам, альтруизмом, милосердием и т.п. Ведь те качества, которыми обладает взрослый индивид, складывались под влиянием наследственности и множества факторов существования. Эта своеобразная игра случая зачастую оказывается трагической и многие люди из-за жизненных трудностей похоронили свои таланты.
Мнение о том, что клонирование, киборгизация и т.п. направления науки – это богопротивные изыскания, является наследием некоторых средневековых концепций. В те времена даже пластика подвижной куклы в цирке, повторяющая движения человека, объявлялась вторжением в природу, вместилищем злого духа и грехом [Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX–XVI вв. М.: Наука, 1988. С. 65–66].
Безусловно, осторожность в развитии науки необходима, важно просчитывать все возможные последствия судьбоносных разработок. Киборгизация – это закономерный, естественный, эволюционный процесс. В каменном веке человек, лишь подвернув ногу, лишался жизни. В древнем мире безногий калека влачил тягостную, ущербную жизнь; прогрессом было то, что люди научились приставлять деревянную палку к культе. В ХХI в. бионические протезы практически полностью восстанавливают функциональность утраченной конечности. Есть ли в данной цепочке грань, которую нельзя было перейти? Тождественным образом можно рассмотреть процесс превращения человека в киборга – путем замены его пострадавшей «механики», нормализации генной наследственности, работы мозга и нервной системы.
Глубоко ошибочным является мнение о богопротивности данных разработок. Скорее, ситуация полностью противоположная: Господь помогал людям в создании цивилизации, что и предопределило движение человека к киборгу. Библейское отношение к медицине выражено в книге Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание... Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими [врачами. – В.З.] Он врачует человека и уничтожает болезнь его» [Cир.38: 1–14].
Вдумчивый читатель заметит, что активное развитие медицины началось в Новое время, продвигалось учеными, а не богословами, и христианская церковь в свое время много потрудилась, чтобы затормозить развитие науки, а в болезнях главным лечением признавалась крепкая молитва. Большое собрание подобных фактов, относящихся и к нашему времени, приводится в книге популярного американского журналиста и атеиста Кристофера Хитченса «Бог – не любовь» [Хитченс К. Бог – не любовь. Как религия все отравляет. М.: Альпина нон-фикшн, 2013], который пытается доказать, что вера в Бога принесла человечеству огромный вред. Но это лишь распространенная логическая ошибка: крестоносцы и инквизиторы – это жестокие люди жестокого времени, и то, что они делали во имя Христа и церкви, не может быть обвинением Бога и религии. Набожный фанатик может совершить акт насилия, но Христос провозглашает совершенно другие ценности.
Что же касается развития медицины, то объективно она стала для человечества одной из наиболее сложных областей знания. Если мы отвлечемся от христианского мира, то снова увидим невероятные сложности, с которыми проходило становление медицины. Например, в империях Южной Америки, отличавшихся выдающимися и непревзойденными успехами в области архитектуры и астрономии, в целом ряде технических профессий и сельском хозяйстве, в государственном управлении и искусстве и т.п., медицина находилась в удручающем состоянии. Так, в ХVI в. у майя «...методы лечения... часто были хуже самой болезни. Многие из них были разумными, некоторые просто смешными, и было немало таких, которые приносили огромный вред» [Хаген В. фон. Ацтеки, майя, инки. Великие царства Древней Америки. М.: Центрполиграф, 2012. С. 255].
И даже в передовой Европе медицина, свободная от религиозных ограничений, прогрессировала довольно медленно. Еще в ХVI–ХVII вв. анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, Парацельса [Парацельс. О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах. М.: Эксмо, 2005], клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема обусловили становление научной медицины [Чемберлен Э. Эпоха Возрождения: быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. С. 209–211]. Более 400 лет ушло на действительно серьезные сдвиги.
Стоит также отметить, что согласно христианской вере тело человека не является раз и навсегда данным. Адам в Раю физически отличался от нас [Прим. - По одной из трактовок святых отцов кожаные одежды, которыми Бог одел Адама и Еву, – это слой эпидермиса, т.е. собственно кожа, а в Раю первые люди были какими-то иными], душа после смерти отделяется от тела, физическое тело после Воскресения не будет таким же, как сейчас [См. ответ Христа саддукеям о семи братьях и жене: Лк.20:34–36]. Тела большинства современных людей уже в некоторой степени изменены: искусственные зубы, очки, окрашенные волосы, примитивные протезы конечностей и крайне примитивные искусственные внутренние органы. Все это не создает какой-либо помехи для духовной жизни этих людей. И если завтра человек получит искусственное сердце или глаза, или сможет, например, ощущать некие биоволны, или преобразовывать радиацию – это не будет иметь значения для его духовного состояния.
Более того, модернизация работы мозга и нервной системы скрывает за чисто физиологическими аспектами подлинно христианскую сущность. Православная традиция называет семь отрицательных и семь положительных качеств личности, над которыми стоит работать, умаляя одни и развивая другие:
– Гордыня, зависть, гнев, леность, алчность, чревоугодие, похоть;
+ Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, усердие.
Очевидно, что индивидуальные проявления многих из перечисленных качеств заложены в генах, особенностях работы мозга, свойствах нервной системы, а значит, есть возможность их настраивать.
Возможно, кому-то покажется неэтичным подобный способ саморазвития. Но если мы не можем самостоятельно победить свои страсти, греховность которых осознаем предельно ясно, то нельзя ли прибегнуть к помощи терапии? Еще в начале ХIV в. высказывалась мысль, что с помощью технической деятельности человек способен изменить себя в духовном плане: «...после грехопадения Господь дал нам... вернейший способ и наидейственнейшее средство для исправления поврежденной природы, повелев трудиться» [Прим. - «Зерцало морали» (Speculum morale, 1310–1325), включенная неизвестным автором как 4-я часть в знаменитую энциклопедию «Зерцало великое» (Speculum majus, 1255–1260), составленную французским доминиканским монахом Винцентом из Бове]. Наш современник архимандрит Платон (Игумнов), профессор МДАиС, пишет: «Человек – виновник своего становления, так как обладает свободой, в его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования» [Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Глава 5. Свобода как основа нравственного становления личности]. Автор статьи полагает, что техногенное развитие души (той ее части, которая обусловлена работой мозга и ЦНС) есть залог развития человечества.
После духовной, этической стороны вопроса остается пока неразрешенной практическая сторона. Изменение качеств личности, несомненно, очень сложная задача. Но и понимание физиологии организма происходило очень медленно: даже в Новое время врачи едва разбирались в причинах физиологических недугов и способах их лечения, а к концу ХХ в. накоплено уже достаточно много знаний. Вероятно, такой же скачок понимания предстоит и в вопросе «механики души»: сегодня это кажется маловероятным и смутным, а послезавтра будут вскрыты закономерности мозговых и психических процессов и представлены способы модернизации.
Техногенная обработка души будет сложным многоэтапным процессом, совершающимся по личному выбору. В результате человек может стать более умным, умелым, морально устойчивым, милосердным, альтруистичным и т.д. Наверное, нужно подчеркнуть, что при этом он не теряет своей индивидуальности и свободы. Можно ли назвать «роботом» человека, способного держать себя в руках, а не срываться в гневе, не ворующего при появившейся возможности, не наслаждающегося чужим горем? Напротив, несвободными, «зомбированными» можно назвать людей, выросших в пагубной атмосфере эгоизма, жестокости и разлагающей массовой культуры.
Так постепенно происходил путь человечества из Райского сада в искусственный Техногенный сад, путь от Адама – к усовершенствованному человеку, киборгу. На этом пути Господь всегда поддерживал нас. Те печальные отвороты с этого прямого пути, которые случались на протяжении всей истории, – это наши издержки, следствие греховной природы человека.
Техника остается техникой, а вера в Бога не зависит от времени, пространства и чего бы то ни было. У киборгов будет та же свобода, которой Бог наделил человека, – быть верующими в Него или жить только земной жизнью. При этом вера киборгов, прошедших «техногенную обработку души», вероятно, будет существенно отличаться от нашей. Лишенные чувства зависти, слепого эгоизма, хищничества и т.п. качеств киборги, возможно, будут превосходить в духовной жизни людей – к сожалению, весьма слабых. Действия, мысли и молитвы киборгов, обладающих лучшим здоровьем и оптимизированной психикой, будут более справедливы и бескорыстны. На новом витке цивилизации церкви не опустеют, киборг – новый Адам придет в храм. То, что он скажет Богу, мне не представить, но они будут говорить, и это хорошо.
Поделиться в Живом Журнале
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.
ПодробнееРобот открыл холодильник и принес оттуда пиво
Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.
ПодробнееВ Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей
Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.
ПодробнееУчёные из США разработали искусственный аналог глаза
Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.
ПодробнееАмериканцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей
Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.
ПодробнееToyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением
Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.
ПодробнееЧеловекоподобный робот научился делать сальто
Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.
ПодробнееРобот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности
На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.
ПодробнееToyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места
Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.
ПодробнееRHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать
Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.
ПодробнееМифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте
Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Елена ВладимировнаДоктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
- АндерсФутуролог, трансгуманист, писатель, член Исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества в Оксфордском университете
Сандберг«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
- Вячеслав ЕвгеньевичДоктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- Сергей АлександровичРуководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».
- Сергей НиколаевичРуководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
Ениколопов«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
- Игорь ВалентиновичБиофизик, председатель междисциплинарного семинара по трансгуманизму и научному иммортализму РФО РАН, директор по науке компании «КриоРус», член Координационного совета и один из основателей Российского трансгуманистического движения
Артюхов«Как самолет оказался эффективнее птицы, как подводная лодка плавает быстрее, чем кит, так и искусственное тело в какой-то момент догонит и перегонит тело естественное...»
- Марат СеменовичРазработчик инновационных технологий, изобретатель, мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), кандидат педагогических наук
Гафитулин«...В моем понимании слияние человека и машины началось сразу же, как только человек целенаправленно взял в руки предмет своего труда».
- Дмитрий ВладимировичИсторик и теоретик культуры, культуролог, консультант по культурному развитию. Доцент Института искусств и культуры и Философского факультета ТГУ
Галкин«Искусство – уникальный ресурс для фабрики инноваций. Только в искусстве креативная мощь так тесно связана с порождением смыслов и гуманизацией технологий...»
- МаксимРоссийский писатель-футуролог, журналист
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»
- Сергей ДмитриевичДоктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химической энзимологии МГУ, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института биохимической физики РАН
ВарфоломеевЧлен инициативной группы«Нужно иметь электронный вариант мозга. Физический мозг, на мой взгляд, не может являться предметом интереса, так как он очень субтилен. Но вот создание электронного аналога с полным рецепторным оснащением, которое имело бы ту же историю, стимулы, мотивации, — это может оказаться очень интересно...»
- Владимир НиколаевичДиректор Филиала РГМУ «НКЦ геронтологии» Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор
Шабалин«Россия была и остаётся богатой интеллектуалами, несмотря на значительную утечку мозгов за рубеж. А когда будут первые результаты, с удовольствием вернутся и наши специалисты и потянутся иностранные...»
- КевинБританский учёный-киборг. Доктор наук в области технической кибернетики (Институт теории информации и автоматизации Чешской АН, 1994). PhD в области электротехники (системы управления) (Имперский колледж Лондона, 1982)
Уорвик«...Я прочел все ваши материалы, и большинство идей мне очень близки. Ваш план работ на ближайшие 30 лет меня восхищает!»
- Виктор ФедоровичЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- НикФилософ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе, основатель (вместе с Д. Пирсом) Всемирной ассоциации трансгуманистов
Бостром«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»