/ Новости
Компьютер устал от человека
12 ноября впервые в истории удалось произвести посадку космического аппарата на комету. Зонд «Розетта» практически полностью автономен, многие решения он принимает сам: приземляется, включает приборы. По сути, люди задали ему только цель. Но не только космические зонды становятся умнее. «Интернет вещей совсем скоро научится заботиться о нас и без нашего участия», — наш читатель о будущем мире технологий.
По «долгу службы» занимаюсь высокими технологиями. И пришел к неожиданным выводам с серьезными последствиями: в скором времени мы сами выстроим параллельную нашей техногенную цивилизацию «вещей».
Но начнем сначала.
Технологии, которые сильно изменили мир за последнее время, это в том числе технологии взаимодействия человека с техникой. Компьютеры, телевизоры и смартфоны. И они уже обеспечили полноценную коммуникацию человека с техникой. Во-первых, в визуальном плане: мы имеем диагонали легких плоских экранов всех размеров, от 3,5 до 90 дюймов. Во-вторых, все эти экраны могут быть сенсорными, обеспечивающими легкое оперирование изображениями. И в-третьих, гаджеты Google и Nuance уже очень неплохо понимают речь, даже длинные тексты. Тут предел только в том, что распознающий речь элемент не знает, о чем я говорю «по смыслу», поэтому ошибается.
Да, развиваются другие методы взаимодействия — скоро будут доступны очки дополненной реальности Oculus rift. Eyes Tracker стали дешевле 100$.
Но такие очки — дополнительные методы взаимодействия, востребованные только в отдельных нишах, например в играх или медицине. То же относится и к смарт-часам: не все будут носить их ради получения информации каждую секунду. Намного проще вытащить из кармана смартфон.
В этом взаимодействии компьютера с человеком, похоже, достигнут некий предел. И дело не в технологиях, они могут развиваться и дальше. Проблема в самом человеке.
Человек, в отличие от машины, — биологическое существо с определенными способностями. И эти способности ограничены по своим возможностям. Мы можем развивать свои знания, но не можем развивать свой глаз или руку. Можно было бы делать все больше и больше разрешение у телеэкранов, но это бессмысленно, так как технология не может изменить механизмы восприятия человека.
Что же дальше? Конец технологий? Без новых прорывных изобретений мир техники для человека обречен на постоянное удешевление привычных гаджетов, вплоть до одноразовых. На самом деле ответ вполне понятен.
Будут развиваться три независимых направления, которые сильно изменят лицо будущего, так, что в нем изменится роль самого человека.
До сегодняшнего дня акцент был на том, чтобы сделать интерфейс гаджета наиболее простым для человека. И в этом достигнут описанный выше предел, зато теперь нет препятствий для развития других направлений.
Два гиганта — Google и Facebook — созданы на принципе взаимодействия людей. Сюда же можно отнести единственное направление мобильных приложений, приносящее существенный доход, — игры, именно сетевые социальные игры, как, например, строительство совместного виртуального мира в Minecraft. Первый тренд — это создание общего контента.
Взаимодействие друг с другом и взаимное создание контента — это то, за что люди будут готовы платить. Человек все больше приходит к тому, что удовольствие — это не купленные вещи, а впечатление, которое можно получить от других людей и социальных игр.
Общество переживаний — уже не философский концепт, а реализующаяся на глазах практика. Мы готовы покупать впечатления через те же гаджеты, которые уже у нас в руках. И не важно, в какой футболке ты это делаешь, от «Гучи» или с местного рынка.
Второй тренд тоже вполне очевиден, но пока мало заметен. У человека есть пределы взаимодействия, но у техники ее нет, и с помощью ученых она развивается все дальше. Компьютеры начинают все больше взаимодействовать между собой, конечно, с пользой для человека, но уже без его участия. Компьютеры решают за нас, когда и что сделать. Сейчас это называется «интернет вещей» (M2M — machine to machine). Например, Volvo делает систему, когда машины «чуют» друг друга и сами тормозят, чтобы избежать столкновения.
Таким образом вещи могут не только связываться друг с другом, но и передавать сигналы через себя для других вещей, тем самым создавая сеть наподобие интернета. Вы получаете информацию в интернете не прямо от сервера, где она хранится, а через другие серверы, которые ее передают для вас. Но думаю, это не ограничится простой связью вещей между собой по интернету. Это взаимодействие может видоизменяться на ходу, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Но главное здесь одно: это уже не мир человека, а параллельный мир техники. Такое взаимодействие вещей будет проникать в повседневную жизнь, когда автомобиль, телевизор и холодильник взаимодействуют между собой и с остальным миром, сами решая, без нас, что им делать и покупать.
Пока по нашему желанию, но скоро может и это измениться, так как развивается итретье направление.
По усилиям, которые прилагают в этом направлении ведущие корпорации мира, и государственным грантам можно судить о скором появлении результатов. Хотя я лично не уверен, что первого настоящего прорыва достигнут существующие гиганты. Они сами, когда еще были в гараже, доказали обратное.
Это направление искусственного интеллекта. Но под ним понимается не вычислительная возможность, по закону Мура ранее доступная только человеку, а интерфейс взаимодействия техники с человеком. Если человек не может измениться, может измениться техника, вернее, ее софт, чтобы лучше взаимодействовать с человеком. Прежде всего, это речевой интерфейс с «пониманием», когда с техникой можно будет разговаривать как с человеком. Тогда и речь будет пониматься машиной лучше. Мы будем давать технике задания, и она будет выполнять их во взаимодействии с другой техникой.
Необязательно, что роботы будут похожи на людей, как представляют себе многие. Мы так думаем от излишней антропоцентричности наших взглядов. Нет, это будут специализированные роботы, способные взаимодействовать с нами как люди. Это когда о телепрограмме можно поговорить с телевизором.
То есть «человекоподобными» роботами станут пылесосы и автомобили. Подобие же будет не в руках и ногах с глазами, а в понимании нас. И тут возникает самый интригующий тренд: тогда не останется препятствий для того, чтобы интеллект, вселенный нами в технику, взаимодействовал между собой.
Наша речь замечательна тем, что это конструктор программ. Таким образом, мы сами себя программируем на новые действия, которые раньше не совершали.
Так компьютеры смогут обойтись вообще без нас, а мы продолжим развлекать друг друга в соответствии с первым трендом, с помощью техники. Или она нас будет развлекать, как мы своих домашних питомцев. Нам ведь больше ничего не надо — только удовольствие. Стоит отметить, что все описанные тренды (общество переживаний, интернет вещей, умные интерфейсы) уже реализуются в бизнесе.
Но это разговоры о будущем, а что же это значит для нас, работающих над такими технологиями сейчас в России? Как мы будем и будем ли вообще участвовать в этом всемирном процессе? Это непростой вопрос. Шансы — 50 на 50. Почему?
Если посмотреть внимательно, то все описанные выше тренды касаются не «железа», с которым в России все традиционно плохо, а софта. С софтом в России дела идут хорошо, если посмотреть на список победителей всех последних международных олимпиад по программированию. И список мировых хакеров тоже имеет национальные особенности. Такое положение неслучайно, во многом обусловлено традиционно сильной математической школой. Российские разработчики активно участвуют только в одном тренде из упомянутых — в поставке развлечений. Российские разработчики игр стали популярными не только в России, а во всем мире, как, например, «Космические рейнджеры».
Однако характерные черты русского инновационного продукта — это вторичность, профанация и отсталость. И проблема не в людях, а в том, что у нас просто нет таких школ и компаний, как Intel, IBM, Google, MIT, которые, как «инфраструктурные» конгломераты, создают поток технологий и формируют индустрию как таковую.
Автор — директор по маркетингу крупной фирмы электроники
Источник: http://www.gazeta.ru/comments/2014/11/14_e_6301501.shtml
Поделиться в Живом Журнале
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.
ПодробнееРобот открыл холодильник и принес оттуда пиво
Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.
ПодробнееВ Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей
Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.
ПодробнееУчёные из США разработали искусственный аналог глаза
Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.
ПодробнееАмериканцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей
Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.
ПодробнееToyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением
Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.
ПодробнееЧеловекоподобный робот научился делать сальто
Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.
ПодробнееРобот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности
На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.
ПодробнееToyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места
Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.
ПодробнееRHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать
Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.
ПодробнееМифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте
Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Вячеслав ЕвгеньевичДоктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- Владимир ГригорьевичДоктор физико-математических наук, профессор, руководитель группы автоволновых процессов, заведующий лабораторией Института прикладной физики РАН
ЯхноЧлен инициативной группы«Думаю, что именно понимание закономерностей в иерархии механизмов управления живыми системами позволит создать основу для производства эффективно работающих искусственных органов и имитаций тел человека.»
- Андрей ЮрьевичКандидат физико-математических наук, координатор международного проекта OpenWorm с российской стороны, научный сотрудник лаборатории Моделирования сложных систем ИСИ СО РАН им. А.П. Ершова
Пальянов«...Когда мы разгадаем червя – мы поймем жизнь...»
- НикФилософ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе, основатель (вместе с Д. Пирсом) Всемирной ассоциации трансгуманистов
Бостром«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»
- Марат СеменовичРазработчик инновационных технологий, изобретатель, мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), кандидат педагогических наук
Гафитулин«...В моем понимании слияние человека и машины началось сразу же, как только человек целенаправленно взял в руки предмет своего труда».
- Игорь ВалентиновичБиофизик, председатель междисциплинарного семинара по трансгуманизму и научному иммортализму РФО РАН, директор по науке компании «КриоРус», член Координационного совета и один из основателей Российского трансгуманистического движения
Артюхов«Как самолет оказался эффективнее птицы, как подводная лодка плавает быстрее, чем кит, так и искусственное тело в какой-то момент догонит и перегонит тело естественное...»
- Сергей ДмитриевичДоктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химической энзимологии МГУ, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института биохимической физики РАН
ВарфоломеевЧлен инициативной группы«Нужно иметь электронный вариант мозга. Физический мозг, на мой взгляд, не может являться предметом интереса, так как он очень субтилен. Но вот создание электронного аналога с полным рецепторным оснащением, которое имело бы ту же историю, стимулы, мотивации, — это может оказаться очень интересно...»
- Сергей АлександровичРуководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».
- Сергей ВладимировичДоктор философских наук, профессор
Кричевский«...В таком теле, как бы там медицина ни боролась, увы, есть масса рисков, радиационных и прочих, которые пока непреодолимы. И мы не можем существовать вне Земли, в этой враждебной среде, не решив эти вопросы».
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
- Александр ИвановичДоктор технических наук, профессор, заслуженный деятель наук России, является автором более 300 научных работ, в том числе 25 монографий
Галушкин«Я убежден в том, что нейросетевые технологии – это основа построения будущих систем управления роботами, т.е. мозга будущих роботов».
- ХиросиДоцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- Сергей БорисовичИсследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории, литературный критик и публицист, социолог, соционик и военный историк
Переслегин«... Проект «2045» требует немереного инженерного обеспечения. И я утверждаю, что и для России, и для всего мира единственная возможность преодолеть фазовый барьер – это решить не биологические задачи, не биотех, а решить задачу на удержание инженерии на критические 20 лет...»
- Лев АлександровичДоцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Владимир АнатольевичРуководитель компании «Нейроботикс»
КонышевЧлен инициативной группы«Перенос мозга в искусственное тело — более выносливое, более совершенное — единственная возможность человеческой расе остаться на Земле...»