/ Новости
Постчеловеческое будущее: кто займет место устаревшего Homo Sapiens?
С самого рассвета разума человек мечтал расстаться с бременем своей биологии и расширить способности тела. Бессмертие, полет, неограниченный интеллект – все это прельщало еще древнейшие народы, а ныне волнует научный мир. Технологии как никогда ранее близки к долгожданному рывку – от человека биологического к существу, возможности которого значительно превосходят наши. Однако какие последствия породит этот переход? Не станет ли он крупнейшей катастрофой в истории человечества, которое в процессе попросту исчезнет как вид?
Редакция Naked Science решила разобраться в истории и сути современных концепций постчеловека, а также в аргументах сторонников наступления постчеловеческого будущего и его ярых противников.
Вначале была смерть
Вряд ли есть более влиятельный фактор в жизни человека, чем осознание собственной смертности. Человек получил его вместе с разумом, и по этой причине носит данное бремя в полном одиночестве.
Знание о смерти насквозь пропитывает природу человека и лежит в основе всего многообразия человеческой культуры. Несогласие человека с естественностью смерти и стремление к бессмертию отражено в самых древних верованиях. На этом глубинном, артхетипическом страхе играли и продолжают играть очень многие религии, обещая вечную загробную жизнь в новой, нередко привлекательной реальности – от мрачного подземного Аида до райских садов и блаженных объятий сотен черноглазых девственниц.
В других верованиях – в частности, в индуизме и буддизме – также постулируется конечность тела, но бессмертность души. Пряника в виде красивого в своем символизме потустороннего мира, однако, тут нет, зато есть концепция переселения душ, согласно которой каждый человек, в зависимости от своих жизненных дел, переселяется после смерти в новое тело, чем и обеспечивается бессмертие.
©depositphotos.com
Примечательно, что наука, теоретически, может воплотить в реальность и тот, и другой сценарий, однако не станем забегать вперед.
Невыносимая биологичность бытия
Помимо смертности, бременем для человека так же является его биологическое прошлое, которое он всегда носит с собой. Ведь то, чем является современный человек, – это результат сотен миллионов лет эволюции и наслоения различных генов.
Причем эволюция слишком «консервативна», то есть опирается на старые и далеко не всегда лучшие биоинженерные решения. Именно по этой причине, например, наши глаза устроены абсурдным образом - с рецепторами, которые обращены к мозгу, а не к свету. Так получилось, потому что глаз человека эволюционировал из светочувствительного пятна ланцетника, рецепторы которого были обращены внутрь его почти прозрачного тела. Из-за этого нюанса свету приходится проходить несколько слоев нейронов, прежде чем попасть на вывернутые рецепторы и передать, наконец, зрительный сигнал в мозг.
Слепота эволюционного процесса объясняется тем, что он адаптируется исключительно под сиюминутные задачи и использует решения, которые могут потерять всякую эффективность в будущем и даже более того – стать вредоносными.
К примеру, таковым решением является смехотворно длинный возвратный гортанный нерв у млекопитающих, который вместо того, чтобы связать гортань и мозг по наиболее простой траектории, спускается к сердцу, огибает дугу аорты и возвращается к гортани. Из-за этого аневризма аорты, например, может привести к параличу голосовых связок. Это решение нам тоже досталось от тех времен, когда наши предки были рыбами – у них просто отсутствовала шея, и решение, которое было эффективно тогда, начало приносить вред через миллионы лет.
Левый гортанный нерв (выделен фиолетовым цветом) / ©Wikimedia Commons
Эволюция, конечно, не смогла предсказать, что человек станет прямоходящим, переселится в города и полетит в космос. То тело, которое мы сейчас имеем, предназначено для решения узкоспециализированных и устаревших задач – побега от хищников по джунглям, либо охоты. Поэтому, к примеру, сидячий образ жизни, неестественный для наших предков, приносит столько проблем со здоровьем.
Все это, конечно, накладывает отпечаток и на нашу психологию, которая, судя по множеству факторов вроде особенностей сексуального влечения и общественной иерархии в некоторых странах, также несовершенна и соответствует, скорее, нашему животному прошлому, чем человеческому настоящему.
На всей этой почве – как на страхе смерти, так и на фрустрации от ограничений собственного тела и неактуальности его устройства под задачи современной цивилизации – и родилось желание сделать человека чем-то большим, чем он стал в результате естественной эволюции.
Чем-то, что можно было бы назвать сверхчеловеком – или постчеловеком.
Тоска по сверхчеловеку
Наиболее ярко научно-философскую идею о том, что человек является лишь промежуточным звеном на пути от животного к сверхчеловеку, развил в своих работах в конце XIX века немецкий философ Фридрих Ницше.
Например, в своем труде «Так говорил Заратустра» он пишет: «Человек есть нечто, что должно превзойти… Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором».
Не принижая важности человека, Ницше постулирует целое мировоззрение, согласно которому все человеческие усилия должны быть направлены на подготовку мира и самого человека к приходу лишенного оков нравственности и подлинно свободного сверхчеловека. «Человек», пишет он, должен быть «тоской и стрелой по сверхчеловеку».
Ницше, впрочем, не упомянул в этом контексте технологии. Он считал, что человек должен эволюционировать в совершенную форму сам, используя саморазвитие.
Фридрих Ницше / ©Wikimedia Commons
Это, впрочем, не помешало «сверхчеловеческому» аспекту ницшеанства вылиться в XX веке в новую технократическую форму – трансгуманизм. Трансгуманисты обычно отнекиваются от связей с ницшеанством, однако влияние философа, если вчитаться в манифесты трансгуманистического движения, становится более чем очевидным.
Человечество+
Трансгуманизм является на данный момент наиболее крупным и развитым международным движением, прямо нацеленным на достижение постчеловеческого будущего. Именно трансгуманистам – ученым, философам и футурологам - удалось ввести в оборот понятие «постчеловек» и популяризировать его.
Получив начало еще в конце 1920-х годов, трансгуманизм развился сразу в несколько внутренних течений, однако идеологический фундамент, заложенный основателями этого движения, остался цел: всяческое содействие развитию технологий для того, чтобы с помощью них превратить человека в более совершенное существо – постчеловека.
Людей, которые разделяют трансгуманистические взгляды и стремятся приблизить постчеловеческое будущее, трансгуманисты называют транслюдьми, подчеркивая переходный характер современной человеческой сущности.
Трансгуманизм касается очень многих областей науки: кибернетики, нанотехнологий, биоинженерии, генетики и других. Среди целей не только достижение бессмертия, но и существенное увеличение физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствование его органов чувств (или даже добавление новых).
Среди наиболее популярных современных трансгуманистов, движение которых на данный момент охватило практически все технологически развитые страны (включая Россию), можно выделить известного футуролога и изобретателя Рэймонда Курцвейла.
Ему удалось развить и обосновать понятие технологической сингулярности – точки, после которой научно-технический прогресс станет настолько быстрым, что его дальнейшее развитие будет попросту невозможно предсказать. По мнению Курцвейла, технологическая сингулярность может наступить уже в 2045 году из-за появления мощного искусственного интеллекта и активной киборгизации людей, то есть замены частей человеческого тела на искусственные, но более эффективные аналоги.
Рэймонд Курцвейл / ©Getty Images
Центральное место в прогнозах Курцвейла, который сейчас возглавляет финансируемый NASA и Google Университет сингулярности в Калифорнии, принадлежит нанотехнологиям. По его мнению, благодаря эволюции нанотехнологий произойдет бурное развитие медицины и промышленности (уже в 2020-х годах), что постепенно не только сделает человека бессмертным, но и значительно удешевит производство различных продуктов, фактически решив раз и навсегда проблемы продовольственной безопасности.
В данный момент Всемирная ассоциация трансгуманистов называется Humanity+. Такое переименование, вероятно, произошло в целях ребрендинга движения под давлением критиков, обвиняющих трансгуманистов в стремлении к чересчур радикальному изменению человека. Сейчас трансгуманисты сконцентрированы на этическом использовании науки и технологий для совершенствования человеческого тела.
Лики постчеловека
Переход от человека к постчеловеку может происходить сразу в нескольких формах. Каждая из них, так или иначе, неизбежно приведет к каким-либо социальным конфликтам, которые могут варьироваться от временного дискомфорта при появлении нового вида человека до тотальной войны, которая опустошит планету.
По этой причине данная тема является потрясающим драматическим материалом, который уже не раз использовался в научной фантастике. Некоторые писатели смогли развить тему и конфликты постчеловеческого будущего довольно оригинальным образом. Не все из этих сценариев воплотятся, однако каждый из них в определенной мере возможен. Давайте взглянем, какие основные темы доминирует в этом контексте в различных художественных мирах.
«Классических» постлюдей можно встретить, например, в романах американского писателя Дэна Симмонса «Гиперион» и «Илион». В первом случае это раса Бродяг – бывших Homo Sapiens, которые путем генной инженерии эволюционировали для космических путешествий (так как человеческое тело, как уже давно известно, неэффективно и крайне уязвимо в условиях невесомости и длительного воздействия космической радиации).
В «Илионе» (и его продолжении – «Олимпе») тема постлюдей раскрывается более подробно. С одной стороны это накачанная нанотехнологиями группа постлюдей, обосновавшихся на марсианском Олимпе. По ходу сюжета становится ясно, что они забыли свое человеческое прошлое и уверовали, что действительно являются олимпийскими богами (от Зевса до Гефеста), а затем начали грандиозный многолетний спектакль по божественному вмешательству в осаду легендарной Трои в альтернативной вселенной, в которую периодически наведывались при помощи телепортации.
С другой стороны это группа самых первых постлюдей, поселившихся на орбите Земли (чтобы избежать конфликтов с обычными людьми, оставшимися на планете) и выбравших облик исключительно женских тел с идеальной и нестареющей физиологией.
Еще один классический вид постчеловека – это искусственное тело-аватар, в которое можно «переселить» человеческое сознание (как в цифровой форме, так и с помощью пересадки органического мозга), достигнув, таким образом, бессмертия через воплощение древней идеи о переселении душ.
Концепция тела-аватара сильно разнится – от сосуда в лице инопланетного организма (например, фильм «Аватар») до полностью идентичных копий своего тела, переселение в которые осуществляется после смерти предыдущей оболочки (сериал «Звездный крейсер Галактика»). Иногда тело-аватар используют лишь временно, подсоединившись к нему через интерфейс мозг-компьютер (к примеру, фильм «Суррогаты»).
Стоит отметить, что именно в этой плоскости – создание тела-аватара – работает в данный момент российский проект «Россия 2045».
Этапы проекта «Аватар», заявленные российским стратегическим движением «Россия 2045» / ©2045.ru
Следующая разновидность постчеловека, встречающаяся в научной фантастике, касается темы цифрового бессмертия. К примеру, в романе «Ложная слепота» американского писателя Питера Уоттса описывается не такое уж далекое будущее, в котором человечество стоит на пороге переселения в цифровую реальность – фактически в компьютер, в котором оцифрованное сознание может практически вечно существовать в индивидуальном виртуальном раю. Примерно о том же самом писал еще Филипп Дик в своем романе «Убик». Учитывая современные темпы развития технологий виртуальной реальности, эта перспектива кажется наименее фантастичной из представленных.
Встречаются и такие концепции постчеловека, которые вовсе не затрагивают тему технологий. Например, в «Гадких лебедях» братьев Стругацких мы знакомимся с «мокрецами», которые учат человеческих детей раскрывать свой огромный, скрытый ранее потенциал, недоступный взрослым. Дети затем, исключительно через саморазвитие, становятся своего рода сверхлюдьми, значительно превосходящими интеллектуально и нравственно своих родителей, что приводит к драматическому конфликту.
Разумеется, это не все возможные концепции постчеловеческого будущего, описанные в научной фантастике и футурологии. При желании можно найти еще десяток оригинальных концепций, однако мы подобрали, на наш взгляд, наиболее любопытные из них.
Человек против постчеловека
Не все, однако, разделяют энтузиазм трансгуманистов и футурологов. Постчеловеческое будущее – каким бы оно ни было – безусловно приближается благодаря развитию технологий. Однако при переносе концепций в реальные социально-политические условия обнаруживается ряд неразрешимых, порой катастрофичных в своем потенциале подводных камней.
Наиболее последовательным и влиятельным критиком трансгуманизма можно назвать известного американского политолога Фрэнсиса Фукуяму. Подробно разобрав возможные последствия идеологический победы трансгуманистов над правительствами мира, Фукуяма приходит к ряду выводов, которые ставят под сомнение не только трансгуманистические ценности, но и вектор движения современной науки как таковой.
В частности, в своей книге «Наше постчеловеческое будущее» он отмечает, что «наука сама по себе не способна установить те цели и пределы, для достижения которых она предназначена» (об опасностях неконтролируемого технологического прогресса писал и Станислав Лем в своем труде «Сумма технологии»).
В той же самой книге Фукуяма (кратко с тезисами политолога можно ознакомиться в его статье, опубликованной в 2004 году в журнале Foreign Policy) делает ряд логичных, подкрепленных аргументами умозаключений о том, почему трансгуманизм может быть опасен для человечества.
Среди них можно выделить два основных тезиса. Во-первых, человек очень долго развивался эволюционным путем и содержит в себе множество как позитивных, так и негативных черт – но именно это сложное сочетание делает нас людьми и позволяет развиваться как виду. Радикальное вмешательство в этот процесс при помощи технологий может не возвысить человека, а, скорее, дегуманизировать его, считает политолог.
Во-вторых – и эта проблема наиболее очевидна – появление первых постлюдей автоматически разделит людей по беспрецедентному ранее принципу и создаст огромный конфликтогенный потенциал в социальной, экономической и политической сферах. Другими словами, это породит непредсказуемых масштабов неравенство, а также неразбериху в сфере права (какими правами обладает человек, а какими – постчеловек? Является ли постчеловек человеком и так далее).
Последствия этого искусственно созданного неравенства буду беспрецедентны, потому что ранее, несмотря на все различия, людей объединяло одно важное обстоятельство – они были единым видом Homo Sapiens. Теперь же человечество разделится на два (или даже более) вида. Не исключено, что по финансовому признаку, ведь технологии «постгуманизации» могут оказаться чересчур дорогими для обывателей.
Фактически это разрушит всю систему либеральной демократии, которая существует в данный момент в странах Запада и основывается на определенном философском фундаменте – например, на концепции естественного права (все люди рождены равными в правах и от рождения наделены определенными правами), которая просто потеряет всякий смысл с появлением первого постчеловека. Как можно постулировать подобные идеи, если люди разделятся на несколько видов и не будут разделять общую человеческую природу?
Во времена, когда человек только-только выбрался из царствовавшего на протяжении почти всей его предыдущей истории неравенства, он рискует оказаться в еще более несправедливом мире, чем когда-либо ранее – и все это благодаря биотехнологиям и трансгуманистам, какими бы благими их намерения ни были, считает Фукуяма.
Российское трансгуманистическое движение, к примеру, отвечает на подобную критику так: «подобные измышления основаны либо на неполном представлении о будущем, либо на произвольном предпочтении автора. Как правило, не учитывается всеобщая тенденция к удешевлению различного рода услуг, в том числе медицинских, развитие робототехники и получение прибавочной стоимости путём роботизации, возможность перераспределения этого дохода государственными структурами в пользу населения, не учитывается развитие нанотехнологий и - особенно – прогнозируемое появление нанофабрик и наноассемблеров. Также не учитывается возможность интеллектуального апгрейда каждого человека».
В риторике сторонников трансгуманизма также можно встретить такие контраргументы, как присутствие технологического компонента в модификации жизни человека на протяжении уже нескольких столетий – это, например, медицина - лекарства от болезней, антибиотики, которые уже давно вмешались и значительно изменили естественный ход эволюции человека (теперь выживают даже изначально слабые и больные, что полностью нивелирует естественный отбор).
Величайшие достижения науки и технологий, считают трансгуманисты, всегда воспринимались обществом как извращение и оскорбление природы, прежде чем обосноваться в массах. Поэтому и можно заметить столь сильное неприятие технологического вмешательства в человеческое тело (особенно в религиозной среде), которое, с другой стороны, со всевозможными имплантантами и пересаженными (или даже искусственными) органами происходит довольно давно.
Очки виртуальной реальности Oculus Rift / ©Tested
Кто окажется прав, видимо, покажет только время, которое неумолимо приближает постчеловеческую реальность одновременно в нескольких ее потенциальных формах. Мощность компьютеров растет – в этой сфере ожидается «квантовая революция»; нанотехнологии идут вперед семимильными шагами, и уже в ближайшие годы мы, вероятно, сможем увидеть высокоточную доставку лекарства к определенной клетке с помощью наноустройства; методики продления жизни имеют все больше и больше успехов на мышах, а технологии вроде Oculus Rift позволяют окунуться в виртуальный мир глубже, чем когда-либо ранее.
Вряд ли все эти процессы удастся замедлить, не говоря уже об остановке. Остается лишь наслаждаться благами технологического прогресса и следить за развитием событий.
Источник: http://naked-science.ru/article/nakedscience/postchelovecheskoe-budushchee
Поделиться в Живом Журнале
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.
ПодробнееРобот открыл холодильник и принес оттуда пиво
Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.
ПодробнееВ Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей
Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.
ПодробнееУчёные из США разработали искусственный аналог глаза
Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.
ПодробнееАмериканцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей
Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.
ПодробнееToyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением
Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.
ПодробнееЧеловекоподобный робот научился делать сальто
Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.
ПодробнееРобот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности
На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.
ПодробнееToyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места
Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.
ПодробнееRHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать
Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.
ПодробнееМифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте
Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Дмитрий АлексеевичДиректор Центра клеточных и биомедицинских технологий Первого Московского государственного медицинского университета, специалист по осознанному управлению здоровьем, биотерапии и профилактике старения
ШаменковЧлен инициативной группы«Тело постепенно становится искусственным, появляются новые ткани, замещающие существующие, новые средства коммуникации, так или иначе расширяющие пределы нашего тела. Безусловно, человек технологизируется. Поэтапно мы движемся к формированию кибернетического организма...»
- АндерсФутуролог, трансгуманист, писатель, член Исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества в Оксфордском университете
Сандберг«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
- Александр АлександровичДоктор технических наук, профессор
БолонкинЧлен инициативной группы«Искусственное механическое тело будет обладать огромной силой и переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, космос...»
- Андрей ЮрьевичКандидат физико-математических наук, координатор международного проекта OpenWorm с российской стороны, научный сотрудник лаборатории Моделирования сложных систем ИСИ СО РАН им. А.П. Ершова
Пальянов«...Когда мы разгадаем червя – мы поймем жизнь...»
- Вячеслав ЕвгеньевичДоктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- МаксимРоссийский писатель-футуролог, журналист
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»
- Дмитрий ХаметовичХудожник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- Виктор ФедоровичЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- Виталий ЛьвовичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- Сергей ДмитриевичДоктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химической энзимологии МГУ, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института биохимической физики РАН
ВарфоломеевЧлен инициативной группы«Нужно иметь электронный вариант мозга. Физический мозг, на мой взгляд, не может являться предметом интереса, так как он очень субтилен. Но вот создание электронного аналога с полным рецепторным оснащением, которое имело бы ту же историю, стимулы, мотивации, — это может оказаться очень интересно...»
- Акоп ПогосовичДоктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»
- Александр ЯковлевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Каплан«К тому времени, когда мозг можно будет перенести в искусственное тело, роботы достигнут совершенства формы и будут выглядеть, как вполне приличное человеческое тело...»
- БарриМеждународный координатор Ассоциации Всемирной Истории, сопредседатель Оргкомитета GF2045
Родриг«Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему...»
- Елена ВладимировнаДоктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Владимир АнатольевичРуководитель компании «Нейроботикс»
КонышевЧлен инициативной группы«Перенос мозга в искусственное тело — более выносливое, более совершенное — единственная возможность человеческой расе остаться на Земле...»