/ Новости
Константин Климентьев «Эволюция не по Дарвину»
Байдарка беззвучно скользила по чёрной глади речного плёса. Тягучая, маслянистая влага неохотно расступалась перед острым носом и сразу смыкалась позади, и ни малейшего следа не оставалось на ней.
Солнце давно скрылось за широкими спинами каменных гигантов, выстроившихся ровными рядами с обеих сторон речного русла. Горячая, душная мгла затопила ущелье, и только лиловый ручей вечернего неба светился высоко-высоко, рассеивая мрак и позволяя выбирать верный путь.
Но небо постепенно тускнело. Надвигалась ночь.
Байдарка пересекла речное русло и уткнулась носом в щебнистый берег, полого поднимавшийся к плоским, потрескавшимся каменным стенам...
***
– Извините, – перебил Алекса доктор. – Вам не больно? Неприятных ощущений не испытываете?
Посверкивая выпуклыми линзами глаз, он склонился над зажатой в специальных тисках Алексовой ногой и, постоянно меняя отвёртки, гаечные ключи и пинцеты, копался в коленном суставе.
– Нет, – слабо улыбнулся Алекс. – Иногда – что-то вроде щекотки. А большую часть времени – совсем ничего.
– Так и должно быть, – пояснил доктор. – Я временно отсоединил от клемм проводники болевых импульсов, но слабые нервные токи могут протекать и по коже. Кстати...
Он поднял на Алекса огромные круглые глаза.
– ...Вы кто по специальности будете? Больно уж красиво излагаете обстоятельства происшествия.
– Эстетизатор сообщений, – признался Алекс.
– А-а, – протянул доктор. – Понятно. Как же я сразу не догадался. Ну что ж, продолжайте рассказывать. Очень интересно и познавательно. И я, с вашего позволения, тоже продолжу свою работу...
***
...Мы вытащили байдарку на берег, а вёсла, бухты нейлонового троса и рюкзаки побросали рядом. Марта сгребла в кучку мелкий щебень и воткнула сверху гофрированный дюралевый стебель с грушевидной лампой. Из горячей тьмы со всех сторон летели к нам стальные ночные мошки, и плясали, трепеща слюдяными крылышками, вокруг маленького белого солнца. И невидимые киберсверчки пели нам дрожащими голосками свои грустные песни.
А затем Марта выключила лампу, потому что над миром, косо перечеркнув усыпанный звёздами небесный ручей, поднялся серебристый обруч Луны. И снова стали видны обступившие речное русло мрачные строения древних – огромные, покрытые трещинами и пятнами, частично обрушившиеся, глядящие во все стороны пустыми глазницами окон.
И тут я краем глаза заметил "его".
Он неподвижно сидел на корточках под стеной ближайшего небоскрёба, в том месте, где особенно пышно разрослись кристаллические кусты, и молча глядел на нас...
***
– Вы хорошо рассмотрели этот механизм? – заинтересовался доктор. – Можете его описать?
– Было темно, – виновато вздохнул Алекс.
– Но, всё-таки, попробуйте, – не унимался доктор.
– Ну... Анатомически он очень похож на нас: две ноги, две руки, голова. Тело сплошь покрыто тёмным волосом. Всё.
– А как механизм передвигался? Вы видели его в динамике?
– О-о-о! Это невозможно объяснить в двух словах. Сейчас я расскажу подробности, и вы поймёте мои затруднения...
***
...Кажется, механизм догадался, что обнаружен. Одним неуловимым движением он словно перетёк на несколько метров в сторону, вдоль трещиноватой стены, и выпрямился во весь рост – коротконогий и длиннорукий. Вскочил и я.
Помню глаза Марты, полные недоумения.
А затем ночную тишину вспорол резкий, пронзительный свист. Я невольно вздрогнул и сощурился, но успел заметить, как стремительная, чёрная тень скользнула прямо по вертикальной стене здания и скрылась в одном из оконных проёмов второго этажа.
Мощь и быстрота этого движения ошеломили: фр-р-р, и механизм исчез! А если он вздумает с такой же скоростью броситься на нас?
Мы торопливо побросали вещи в байдарку, светя лампой переплыли на противоположный берег реки и остаток ночи продрожали в чутком полусонном бреду, прижавшись спинами к большому каменному обломку...
***
– И всё? – удивился доктор. – А где вы повредили ногу?
– Это уже утром, – сморщил нос Алекс. – Когда я осмелел и вздумал поподробней, при солнечном свете обследовать место ночного происшествия. В том, что загадочный механизм испугался нас не меньше, чем мы его, и давно убежал, сомнений не было. Но вдруг он оставил какие-нибудь свидетельства своего посещения? Марта попыталась предостеречь меня от безрассудного поступка, но я уже завёлся...
***
...Только с четвёртой попытки удалось забросить нейлоновый трос с "кошкой" в чёрную дыру оконного проёма. Визжа сервомоторами и царапая носками ботинок по неровностям стены, я с огромным трудом добрался до отверстия, перевалился через щербатый подоконник и, подняв тучи пыли, упал на бугристый бетонный пол прямоугольной норы.
Увидел шершавые голые стены, треснувший из угла в угол потолок и нечёткие, но свежие отпечатки пятипалых ступней, ведущие через широкий проход в соседнее помещение.
Сначала цепочка следов таинственного механизма бежала внутри здания вдоль фасада. Переходя из комнаты в комнату, я видел одно и то же – потрескавшиеся, грязно-серые стены; сростки мутных кристаллов в углах; клочья мёртвой металлической паутины, свисающие с потолка. Разок выглянул в окошко, чтобы помахать Марте рукой.
Потом следы свернули в глубину строения, во тьму. Ни секунды не раздумывая, я зажёг ртутную лампу и...
***
В кабинете сладковато запахло канифольным дымком.
– Ага! – воскликнул доктор. – Вот и разбитый микрочип в контроллере сустава!
Растянув в довольной улыбке резиновые губы, он ухватил длинным пинцетом и вытащил из Алексова колена керамического паучка с густо торчащими во все стороны короткими проволочными ножками.
– Сейчас впаяем вам новую микросхемку, – проинформировал доктор. – Потом смажем шарнирчик маслицем, зачистим контактики, и коленка у вас будет – как новенькая!
***
...Заблудиться я не опасался, так как рассчитывал вернуться по собственным следам в пыли.
Я двигался по узким петлям коридоров и просторным анфиладам тёмных залов, обходя затвердевшие потёки какой-то скользкой гадости, перешагивая через кучи щебня, поднимаясь и спускаясь по крошащимся ступеням, протискиваясь в щели и трещины. Лучи света много столетий не проникали в мрачные недра давно покинутого, пустого и мёртвого небоскрёба. Теперь же они выхватывали из тьмы не только грязно-серый бетон, но и странные, скособоченные этажерки непонятных конструкций; звенящие россыпи голубовато бликующих осколков на полу; ржавые, сплетённые в предсмертной судороге сочлененья древних механизмов.
И вдруг мне почудилось, что все предметы в одной из комнат отбрасывают две тени. Я немедленно выключил лампу, поднял голову и обнаружил в потолке широкую извилистую трещину с острыми краями. Слабый сероватый свет сочился именно оттуда, сверху. Я отцепил от пояса трос...
***
– Вот и всё, – сказал доктор, откладывая в сторону отвёртку. – Готово. Можете вставать и двигаться. Попробуйте несколько раз подпрыгнуть и присесть. Не болит? Не тянет? Не скрипит?
– Похоже, всё в норме, – растерянно улыбнулся Алекс, последовав совету. – Спасибо, доктор! Я ваш должник.
– Да бросьте, – отмахнулся доктор. – Впрочем, я вас ещё не отпускаю – пока не расскажете, чем закончились приключения. Удалось ли вам снова увидеть таинственного ночного гостя?
***
...Я стоял на узком каменном карнизе в том месте, где часть стены на протяжении нескольких этажей в незапамятные времена обрушилась во внутренний дворик здания. Обломки плит и осколки камня громоздились внизу беспорядочной кучей.
Но не это поразило меня.
Дворик, окружённый со всех сторон глухими мрачными стенами, представлял собой цветущий сад. Я видел солнечные блики на тёмно-зелёных пальмовых листьях, различал мерцающие в пенистых волнах кустарников огромные цветы, ощущал поднимавшийся снизу незнакомый дурманящий аромат.
Сад был задуман гениальными дизайнерами и изготовлен великолепными мастерами из совершенно незнакомых материалов. Качество работы не просто поражало, оно пугало. Напрягая зрение, я различал даже тончайшие жилочки на изумрудном пластике листьев!
И тут... Видимо, летучие вещества, источаемые садовой аппаратурой, опьянили меня. Желая поближе рассмотреть подробности, я сделал роковой шаг вперёд. Что-то захрустело внизу, я всплеснул руками и с высоты нескольких этажей полетел прямо в зелёную прорву...
***
– И что же было дальше? – поинтересовался доктор.
– А ничего. Короткий полёт. Удар. Тьма. Когда я не вернулся через два часа, Марта вызвала бригаду спасателей. Меня безуспешно искали внутри здания почти до полудня, пытаясь разобраться в хитросплетениях многократно пересекающихся следов. А нашли... в байдарке, на берегу реки. Как я туда попал – ума не приложу... Очнулся уже в больнице. Что вы думаете по этому поводу, доктор?
Доктор ответил не сразу. Походил по кабинету... Зачем-то распахнул шкаф с пузатыми бутылями и колбами, заполненными разноцветными жидкостями, и тут же закрыл его... Потом верхом уселся на стул, прямо напротив Алекса.
– Я считаю, что вам повезло встретиться с редчайшими представителями и образцами так называемой "живой природы". Некоторые учёные даже считают, что их на Земле уже не осталось. Сначала вас посетило так называемое "существо" типа "снежный человек". А потом вы обнаружили сад так называемых "растений". Их никто и никогда не проектировал и не изготавливал, они выросли сами, усваивая из окружающей среды необходимые вещества.
– Словно кристаллы?
– Да, примерно так же. Между прочим, вы знаете, что наши с вами тела до сих пор примерно на пять процентов состоят из живой ткани? Волосы, ногти... отдельные элементы системы размножения... фрагменты мозга – гипоталамус, например...
– Угу, – смутился Алекс. – Что-то такое помню... В школе проходили...
Он чувствовал, что голова его буквально распухает от непривычных мыслей и сочится незнакомыми вопросами.
– Доктор... Вот, мы сами проектируем и строим свой мир. Повернули реки, раздробили Луну, заселили Землю механической фауной и засеяли кристаллической флорой. Наши тела рассчитаны по точным формулам и изготовлены из совершенных материалов. Мы питаемся не "веществами", а электроэнергией. Но почему "живые" бегают быстрее нас, прыгают выше и реагируют адекватней?
– Живая природа рациональна, – развёл руками доктор. – А мы постоянно гонимся за модой. Вот признайтесь – зачем вам, эстетизатору сообщений, процессор с такой высокой тактовой частотой? Как врач, я посоветовал бы впаять в материнку кварцевый генератор попроще или поставить в корпус кулер помощней. А то у вас лицо краснеет...
***
...На белоснежных ступенях больничного крыльца Алекса встретила Марта.
Прижалась к лицу мокрой щекой.
– Я тебе батареек купила. Жёлтеньких, кисленьких – как ты любишь. А тебя уже выписали...
– Ну, и что ты плачешь? – попытался успокоить её Алекс, целуя в солёные от слез губы. – Всё уже позади. Я абсолютно здоров.
Обнявшись, они направились к серебристой капле электромобиля.
– Алекс, дорогой, – нерешительно начала Марта, встав на полпути. – Я должна тебе сказать...
– Что, милая?
– Я сегодня утром заходила в женскую консультацию... У нас будет ребёнок!
Трудно описать бурю, шторм, ураган чувств, охвативших Алекса.
– Немедленно едем в салон электроники! – воскликнул он. – Заказывать разработку и изготовление мультиядерного гипоталамуса для нашего малыша. К чёрту рациональность! Мы ещё поглядим, кто быстрей бегает и выше прыгает…
Поделиться в Живом Журнале
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Доктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Акоп Погосович
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»
- Член-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Виктор Федорович
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- Футуролог, трансгуманист, писатель, член Исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества в Оксфордском университете
Андерс
Сандберг«Я, определенно, захотел бы перенести свой разум в искусственное тело, если бы для этого существовала достаточно безопасная технология...»
- Руководитель компании «Нейроботикс»
Владимир Анатольевич
КонышевЧлен инициативной группы«Перенос мозга в искусственное тело — более выносливое, более совершенное — единственная возможность человеческой расе остаться на Земле...»
- Доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
Лев Александрович
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника»
Сергей Васильевич
СелищевЧлен инициативной группы«Глобальных и неразрешимых технических проблем для создания полностью искусственного тела не существует. Все задачи понятны и потенциально решаемы...»
- Историк и теоретик культуры, культуролог, консультант по культурному развитию. Доцент Института искусств и культуры и Философского факультета ТГУ
Дмитрий Владимирович
Галкин«Искусство – уникальный ресурс для фабрики инноваций. Только в искусстве креативная мощь так тесно связана с порождением смыслов и гуманизацией технологий...»
- Руководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
Сергей Николаевич
Ениколопов«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
- Российский писатель-футуролог, журналист
Максим
КалашниковЧлен инициативной группы«Это то, что еще никто в мире не решился делать. Создание сверх- и постлюдей считаю спасением нас от вырождения и вымирания, обретением новой силы. Именно это может сделать Россию мировым лидером....»
- Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории термостойких термопластов ИСПМ РАН, создатель наносенсорной нейроподобной системы «Электронный нос»
Михаил Юрьевич
ЯблоковЧлен инициативной группы«При создании искусственного человека к робото-техническому направлению, которое сейчас преобладает, надо добавить эмоциональное. На самом деле, эта идея комплексная, она витает в воздухе...»
- Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал)
Дмитрий Хаметович
БулатовЧлен инициативной группы«В ближайшем будущем гибридные схемы из комбинаций живых и неживых элементов позволят вернуть утраченные или изначально отсутствующие функции. И конечно, заметно усилить их по сравнению с обычными...»
- Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Александр Яковлевич
Каплан«К тому времени, когда мозг можно будет перенести в искусственное тело, роботы достигнут совершенства формы и будут выглядеть, как вполне приличное человеческое тело...»
- Руководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково, космонавт-испытатель, член Российской академии космонавтики
Сергей Александрович
Жуков«Я абсолютно убежден в том, что движение «2045» появилось в нужное время в абсолютно нужном месте, потому что верю в великое будущее России, ее подъем после временных трудностей».
- Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Виталий Львович
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- Доктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
Вячеслав Евгеньевич
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»