/ Новости
БПЛА на лазерной подпитке в воздухе 48 часов
Lockheed Martin и весьма креативный американский стартап LaserMotive использовали лазерный луч для подпитки в полёте БПЛА Stalker.
Дрон с батареей на полчаса полёта продержался воздухе более двух суток, увеличив свой предыдущий рекорд на 2 400%.
О том, какой проблемой является для БПЛА ограниченный запас энергии, можно не распространяться: теоретически дроны могут висеть в воздухе неделями и месяцами, а вот практически об этом не приходится и мечтать. ЭлектроБПЛА наиболее перспективны и в военной, и в гражданских областях в силу почти полной бесшумности и (в боевых действиях) непревзойдённой среди ЛА скрытности за счёт малых размеров (тактических дронов).
Но батареи часто весят половину электроБПЛА. А самое главное вот в чём: бензин по мере расходования в прямом смысле выбрасывается за пределы ЛА, а вот электроны в литиевых аккумуляторах практически ничего не весят, и литиевый груз приходится таскать с собой всё время.
Есть ли этому альтернатива? Lockheed Martin полагает, что да. Военно-промышленный монстр и молодая компания LaserMotive использовали активно разрабатываемую в последние три года дистанционную передачу энергии небольшим (сначала наземным) дронам посредством лазерного луча. Для этого применялся стандартный локхидмартиновский БПЛА Stalker Unmanned Aerial System, шестикилограммовый дрон (используемый с 2006 года силами спецназначения США), оснащённый фотоэлементами из тех, что стоят в концентрирующих гелиоэнергетических системах. Элемент такого рода может быть очень небольшим; разумеется, подбирались образцы с максимальным КПД. На него направляли луч лазера, который постоянно подпитывал небольшую (не более 120 минут полёта) литиевую батарею Stalker UAS дополнительной энергией.
Итог? 48 часов полёта, увеличение времени пребывания в воздухе разведывательного тактического БПЛА на 2 400% (в 24 раза). Двое суток полёта! LaserMotive не скрывает — планы у неё воистину космические.
В то время как Lockheed Martin ошеломлена открывающимися перспективами по разведывательным и ударным дронам, LaserMotive вынашивает едва ли не наполеоновские планы. Конечной целью амбициозного стартапа является… космос. В самом деле, земная атмосфера позволяет подпитывать космические корабли прямо на околоземной орбите, позволяя им брать энергию для маневрирования и разгона не только от Солнца, но и от наземных источников. Даже межпланетные аппараты могут разгоняться не за счёт набортных источников, а при помощи неограниченной по интенсивности подпитке ионных двигателей с Земли, что открывает перспективы радикального увеличения возможностей АМС.
Кроме того, околоземные спутники, неограниченные в источниках энергии для маневровых ионных двигателей, теперь смогут куда дольше противостоять потере высоты и сгоранию в атмосфере, задерживаясь на орбите столько, сколько выдержат их электроника и бортовая аппаратура.
Наконец, в своё время компания заявляла и о планах по питанию капсулы (теоретически возможного) космического лифта. Она уже участвует в НАСА-проекте Ride the Light, который предусматривает реализацию как минимум частичной подпитки космических аппаратов по лазерному лучу с Земли.
Если в ближайшие пять лет LaserMotive собирается добраться до БПЛА средних и больших размеров, то затем в её планах — космос, включая, в перспективе, космический лифт и передачу энергии с орбитальных солнечных батарей на Землю.
Ну а если мы вслед за гигантом аэрокосмической индустрии США Lockheed Martin сосредоточимся на ближайших перспективах, то сразу отметим, что у новой технологии пока есть проблемы. Первая: лазерный луч когерентен, нужна прямая видимость между дроном и наземной подпитывающей станцией. Разведать, что там, за горой, пока не получится. То есть LaserMotive предполагает, что в будущем низкоорбитальные спутники, оснащённые управляемыми зеркалами, смогут перенаправлять лазерное излучение с земной поверхности обратно к Земле, но уже в точке нахождения подпитываемого дрона, однако это явно не дело ближайших лет.
Пока подпитка на дистанциях более 10 км не удаётся даже в прямой видимости: нужны специальные лазеры с излучением, минимально поглощающимся атмосферой. Да и облака могут помешать. Точно так же сильный дождь или песчаная буря остановят непрерывное патрулирование БПЛА на лазерной подпитке: прозрачность снизится настолько, что когерентный пучок просто не будет доходить до «преследуемого» им дрона.
Другая проблема: приёмник энергии лазерного луча либо нуждается в специальном охлаждении, которое серьёзно утяжелит его, либо (такова ситуация сейчас) не может принять более 6 кВт/м². Да и КПД такой передачи пока около 20% (потери при излучении энергии лазером — около 40%, плюс потери в приёмнике), что ограничивает её использование в аэрокосмосе. Правда, DARPA разрабатывает сейчас диодный лазер, работающий на частоте 985 нм с КПД в 85%, что, по оценкам LaserMotive, доведёт эффективность лазерной передачи до 30–35%. И всё же до беспроводной передачи энергии, к примеру, электромобилям, как мы видим, пока бесконечно далеко. Слишком велики потери!
Но в любом случае это начало переворота во всей отрасли беспилотных летательных аппаратов, а в перспективе — и некоторых электропланов. И хотя подпитывать беспилотные квадрокоптеры таким методом уже удавалось, это было лишь в помещении (масштаб времени — 60:1).
Да и скорость квадрокоптеров невелика, что упрощало слежение лучом за их траекторией и обеспечение непрерывного энергоснабжения. Теперь же удалось проделать тот же трюк с БПЛА самолётного типа, в аэродинамической трубе и в течение двух суток! Более того, прекратить испытания пришлось только потому, что был существенно превзойдён первоначально намеченный временной лимит (а не из-за каких-то технических проблем).
Похоже, о литиевых батареях как «гире, прикованной к ногам» тактических дронов, можно забыть. Наземная подпитывающая станция сможет дать достаточно энергии любому мелкому или среднему разведывательному/ударному дрону, причём лучу лазера вовсе не обязательно работать исключительно в видимом спектре (ночью это может демаскировать).
Иными словами, лазерное энергоснабжение может придать второе дыхание всей индустрии беспилотников, расширив её возможности не меньше, чем внедрение дизеля в своё время революционизировало работу железных дорог.
Подготовлено по материалам Lockheed Martin.
Источник: http://science.compulenta.ru/693987/
Поделиться в Живом Журнале
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.
ПодробнееРобот открыл холодильник и принес оттуда пиво
Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.
ПодробнееВ Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей
Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.
ПодробнееУчёные из США разработали искусственный аналог глаза
Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.
ПодробнееАмериканцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей
Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.
ПодробнееToyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением
Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.
ПодробнееЧеловекоподобный робот научился делать сальто
Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.
ПодробнееРобот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности
На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.
ПодробнееToyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места
Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.
ПодробнееRHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать
Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.
ПодробнееМифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте
Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?
Подробнее/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- Александр ЯковлевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Каплан«К тому времени, когда мозг можно будет перенести в искусственное тело, роботы достигнут совершенства формы и будут выглядеть, как вполне приличное человеческое тело...»
- Борис КарповичДоктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией роста клеток и тканей Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН
Гаврилюк«Для кожи киборга нужно просто сделать систему питания. А вообще... мы ведь несложно устроены! Есть всего несколько систем: кровеносная разносит кислород и питательные вещества, выделительная выводит отходы. Остальное — рабочие органы. Вначале можно сделать простейший живой организм. А потом более сложные системы...»
- Виктор ФедоровичЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
Петренко«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
- НикФилософ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе, основатель (вместе с Д. Пирсом) Всемирной ассоциации трансгуманистов
Бостром«Цифровой путь [бессмертия] – это наша возможность разработать технологию полного копирования мозга, когда мы могли бы создать очень подробную модель конкретного человеческого мозга и воспроизвести ее на компьютере. Тогда мы имели бы потенциал бесконечного существования, создавали бы запасные копии человека и тому подобное...»
- Александр ВладимировичМастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, ректор Московского общественного института технического творчества
Кудрявцев«Развитие технической цивилизации в конечном счете приведет к полной автономии человека от внешних обстоятельств. Техника свернется как тонкая пленка, как некая субстанция, пронизывающая человека...»
- Акоп ПогосовичДоктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»
- Сергей НиколаевичРуководитель Отдела медицинской психологии (Научный Центр Психического Здоровья РАМН), действительный член Академии медико-технических наук РФ
Ениколопов«Разговоры о том, что технологически мы можем достичь бессмертия, во всяком случае, фантастического удлинения жизни, ведут к пересмотру огромного пласта наших собственных убеждений».
- ХиросиДоцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- ДмитрийДиректор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН
Стребков«Мы предлагаем шесть стратегических проектов для будущего мира, которые позволят увеличить энергетическую безопасность и создать новое энергетическое снабжение Земли, не основанное на сжигании ископаемого топлива».
- Виталий ЛьвовичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- Марат СеменовичРазработчик инновационных технологий, изобретатель, мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), кандидат педагогических наук
Гафитулин«...В моем понимании слияние человека и машины началось сразу же, как только человек целенаправленно взял в руки предмет своего труда».
- ДмитрийПредседатель оргкомитета политической партии «Эволюция 2045», основатель движения «Россия 2045», президент конгресса GF2045
ИцковСтрах перед умиранием, на которое запрограммированы наши биологические тела, словно сковал волю руководителей человечества и сформировал непреодолимое табу на публичное обсуждение и принятие решений по борьбе со смертью.
- Сергей ВасильевичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника»
СелищевЧлен инициативной группы«Глобальных и неразрешимых технических проблем для создания полностью искусственного тела не существует. Все задачи понятны и потенциально решаемы...»
- Виктор ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, композитор, философ
Аргонов«Я думаю, что прежде, чем начать радикальную киборгизацию мозга, необходимо найти нейрокоррелят сознания. Имеет ли он физическую или чисто информационную природу в форме нейросигналов? Есть ли группа нейронов, которая непосредственно ответственна за сознание? Или, может быть, сознание порождается еще более мелкими объектами внутри нейронов...»
- Александр АлександровичДоктор технических наук, профессор
БолонкинЧлен инициативной группы«Искусственное механическое тело будет обладать огромной силой и переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, космос...»