22.11.2016

Можно ли перевести часы старения?

Ученые из Калтеха и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработали новый подход к удалению клеточных повреждений, которые накапливаются с возрастом. Этот метод потенциально может помочь замедлить или обратить важные процессы, связанные со старением. Под руководством Николая Кандула, доцента в области биологии и биологической инженерии в лаборатории профессора биологии Брюса Хея, ученые разработали методику удаления мутантной ДНК из митохондрий, небольших органелл, производящих большую часть химической энергии в клетке. Работа, описывающая исследование, была опубликована на прошлой неделе в журнале Nature Communications.

На каждую клетку приходятся сотни или тысячи митохондрий, каждая из которых несет свой собственный небольшой кольцевой геном ДНК под названием мтДНК, продукты которого необходимы для производства энергии. Поскольку мтДНК имеет ограниченные возможности ремонта, нормальные и мутантные версии мтДНК часто встречаются в одной клетке, и это состояние называется гетероплазмией. Большинство людей начинают жизнь с некоторым уровнем гетероплазмии, и уровни мутантной мтДНК увеличиваются на протяжении всей жизни. Когда критический порог мутантной мтДНК преодолевается, клетки становятся нефункциональными или умирают.

Накопление мутантной мтДНК в течение всей жизни, как полагают, способствует старению и проявлению дегенеративных болезней старости, таких как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и саркопения — возрастная потеря мышечной силы и хрупкость. Наследственные дефекты мтДНК также связаны с целым рядом условий, которые обнаруживаются у детей, в том числе аутизм.

«Мы знаем, что увеличение скорости мутации мтДНК вызывает преждевременное старение», говорит Хей, профессор биологии и биологической инженерии Калтеха. «В сочетании с накоплением мтДНК в важных тканях вроде нейронов и мышц, это приводит к потере важных функций. Если бы мы могли уменьшить количество мутантной мтДНК, мы могли бы замедлить или обратить вспять важные аспекты старения».

Ученые изменили дрозофилу, обычную плодовую мушку, при помощи генной инженерии так, что около 75% мтДНК в мышцах, необходимых для полета, которые весьма требовательны к энергии в животном царстве, подверглись мутациям в раннем взрослом возрасте. Эта модель означает старение у молодых животных. Дрозофилы растут быстро, и большинство генов человеческих заболеваний имеют аналоги у мушек, поэтому они важны для изучения процессов, связанных с болезнью человека. Исследователи решили сосредоточиться на мускулатуре, поскольку ее ткани переживают связанную со старением деградацию у всех животных, включая и людей.

В отличие от мутаций ДНК в ядрах, которые можно устранить с помощью клеточных ремонтных механизмов, мутации в мтДНК зачастую невозможно исправить. Тем не менее клетки могут разбиваться и удалять некачественные митохондрии в процессе митофагии, своего рода контроля клеточного качества. До этой работы оставалось неясным, можно ли с помощью этого процесса выборочно избавляться от мутантной мтДНК.

Ученые обнаружили, что когда они искусственно повышали активность генов, которые способствуют митофагии, включая и несколько генов, связанных с наследственными формами Паркинсона, доля мутантной мтДНК в мышечных клетках мушек кардинально снижалась. К примеру, гиперэкспрессия гена паркин, который в частности приводит к удалению дисфункциональной митохондрии и является мутантной семейной формой  болезни Паркинсона, снижала долю мутантной мтДНК с 76% до 5%; а гиперэкспрессия гена Atg1 снижала долю до 4%.

«Такое снижение полностью устраняет любые метаболические дефекты в этих клетках, по существу омолаживает их энерговырабатывающее состояние», отмечает Хей. «Эксперименты служат наглядной демонстрацией, что уровень мутантной мтДНК в клетках можно снизить, осторожно подстраивая обычные клеточные процессы».

Теперь, когда ученые знают, что управление качеством мтДНК действительно возможно и его можно улучшать, необходимо создать лекарства, способные приводить к таким же эффектам. В будущем ученые намерены создать лекарства, с помощью которых можно будет периодически вычищать клетки, удаляя поврежденные мтДНК из мозга, мышц и прочих тканей. Это поможет нам сохранить наши интеллектуальные способности, подвижность, сделает более здоровыми в целом.

Источник: http://hi-news.ru/research-development/mozhno-li-perevesti-chasy-stareniya.html

25.03.2017

НОВЫЙ НЕЙРОИНТЕРФЕЙС ОТ NEURABLE ПОЗВОЛЯЕТ ИГРАТЬ В SKYRIM БЕЗ ЗАДЕРЖЕК

Стартап Neurable, базирующийся в Бостоне, представил собственный интерфейс, позволяющий силой мысли кастовать заклинания в игре Skyrim. На закрытой презентации устройства создатели продемонстрировали, как пользователь гарнитуры HTC Vive с помощью размещённого на голове устройства управляет персонажем игры.

25.03.2017

Удаление состарившихся клеток обратило признаки старения у мышей

Модифицированный натуральный белок, синтезированный нидерландскими, австрийскими и американскими учеными, устранил токсические эффекты химиотерапии и физиологические признаки старения у мышей путем прицельного удаления состарившихся клеток.

24.03.2017

КОЖА ИЗ ГРАФЕНА ПОЗВОЛИТ ПРОТЕЗАМ ПЕРЕДАВАТЬ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Учёные из Университета Глазго сообщили, что у них получилось сделать искусственную кожу, которая может передавать тактильные ощущения и способна подпитываться солнечной энергией.

16.03.2017

NASA испытало компактный оригами-ровер

Лаборатория реактивного движения NASA разработала и испытала прототип колесного робота, который может частично складываться при преодолении препятствий. Подробнее с проектом оригами-ровера можно ознакомиться на сайте NASA.

15.03.2017

Новый ручной экзоскелет поможет хирургам проводить операции

Инновационный экзоскелет, разрабатываемый в Бристольском университете, поможет управлять роботом руками самого хирурга.

15.03.2017

Швейцарцы занялись разработкой съедобного робота

Исследователи из Федеральной политехнической школы в Лозанне разработали небольшие пневматические приводы, сделанные из желатин-глицеринового композиционного материала. В будущем такие приводы позволят делать съедобных роботов, например, для безболезненных гастроэнтерологических исследований.

28.02.2017

Boston Dynamics официально представила робота на колесах Handle

Робототехническая компания Boston Dynamics официально представила двухколесного робота Handle. Краткая информация о характеристиках робота и демонстрационная видеозапись опубликованы на YouTube.

23.02.2017

УЧЁНЫЕ ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ПОЕДИНОК ДВУХ КВАНТОВЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Впервые в истории два квантовых компьютера сошлись лицом к лицу на ринге за звание чемпиона. Учёные подготовили серию экспериментов, которые должны были выявить победителя среди квантовых компьютеров, созданных стараниями инженеров Университета Мэриленда, а также компании IBM.

22.02.2017

Волокно «три в одном» совместило все стадии оптогенетики

Исследователи из Массачусетского технологического института разработали тонкое эластичное волокно диаметром с человеческий волос, позволяющее доставлять оптические, электрические и химические сигналы в мозг. Волокно, таким образом, представляет собой устройство «три в одном», совмещающее в себе функции сразу всех основных устройств, использующихся в оптогенетике.

20.02.2017

Россиянин построил говорящую модель терминатора T-800

Житель Перми Александр Осипович с помощью 3D-печати построил говорящего робота, который выглядит как киборг T-800 из художественного фильма «Терминатор».