/ Новости

30.11.2012

Новый способ организации глобальной навигационной системы

Пока в мире только две полностью функциональные системы глобального позиционирования — GPS и ГЛОНАСС. К 2020 году ЕС и КНР намерены запустить Galileo и «Бэйдоу», а Япония и Индия — свои региональные аналоги. Вполне возможно, что системы эти похожи на бесконечное совершенствование линкоров перед Второй мировой; иными словами, за деревьями общепринятых подходов мы не видим леса альтернативных, значительно более эффективных решений. Именно так считают Хай Фу Цзи (Hai-Fu Ji) и его коллеги из Национальных астрономических обсерваторий Китайской академии наук.

Такой может быть область уверенного позиционирования всего для трёх спутников связи со слегка наклонёнными орбитами. Обратите внимание на восьмёрки их траекторий. (Илл. Hai-Fu Ji et al.)

Да, говорят они, для глобальной навигационной системы нужны спутники, передающие сигналы точного времени и использующие для этого синхронизированные атомные часы. Чтобы вычислить местоположение, наземный приёмник должен сопоставить сигналы хотя бы от нескольких аппаратов. В идеале всего спутников надо примерно три десятка — с учётом резерва. Но почему бы не передавать такие сигналы, получаемые от наземных станций, которые ориентируются по собственным атомным часам, при помощи уже существующей сети телекоммуникационных спутников? Дополнительных затрат на выведение не потребуется, а точность за счёт определённо большего числа спутников может даже повыситься.

Утопия? М. Н. Тухачевский тоже, мол, хотел трактора в танки переделывать, да только трактор всё же не танк. Так и здесь: спутники нужны не простые, а с наклонением орбиты, да ещё и находящиеся не только над экватором, как обычные коммерческие… На деле же Китай уже протестировал эту идею в 2005 году, использовав сигналы от телекоммуникационных спутников для обеспечения позиционирования в ряде своих городов.

Ну а как быть с тем, что геостационарные спутники связи висят над экватором, чтобы их сигнал хорошо принимался как к северу, так и югу, как завещал Артур Кларк в известной статье 1945 года? Понятно, что для навигации в направлении запад-восток этого хватит. Тем не менее их нет далеко к северу и югу, что делает определение координат в этом направлении неточным. Именно это ограничение тестировавшейся системы стало причиной её свёртывания.

Хай Фу Цзи отмечает, что на протяжении жизненного цикла геостационарных спутников их «подталкивают» различные силы, «сбивая» с позиции. Солнечное и лунное притяжение, неровности Земли, вызывающие неоднородность её гравитационного воздействия на спутники, световое давление, в конце концов. Для компенсации этого спутники корректируют свое положение двигателями малой тяги. Коррекция «север-юг» используется для компенсации роста наклонения орбиты, а «запад-восток» — для возмещения дрейфа вдоль орбиты. Что характерно, для коррекции «север-юг» требуются куда больше усилий — приращение скорости до 45–50 м/с за год. А вот «западу-востоку» нужно всего 2 м/с за год — и в десятки раз меньше топлива, основного ограничивающего фактора активной жизни спутника. Соответственно, к концу «жизни» топлива так мало, что аппараты корректируют своё положение только в отношении направления «восток-запад», в результате чего получают наклонение орбиты и начинают выписывать «восьмёрки» относительно Земли под ними.

У американской группировки NAVSTAR, как видите, размещение спутников значительно разнообразнее. И тем не менее, возможно, китайцам удастся добиться того же результата при меньших затратах. (Илл. NASA.) 

Эти восьмёрки учёные и предлагают использовать. Спутников таких не меньше, чем у любой развёрнутой системы позиционирования, отмечают они, а стоят они... в общем, ничего не стоят, поскольку всегда готовы — по мере выработки топлива — стать очередной порцией космического мусора. Кроме того, наземные станции, предающие точное время таким спутникам, могут иметь самые последние модели атомных часов (чего не скажешь о спутниках), поэтому такая «мусорная» система навигации может иметь точность до сантиметра, а не до 0,5–1 метра (как военная версия GPS). Внимательный читатель, разумеется, уже понял, что в приполярных областях точность такой системы будет ниже, чем, скажем, у специфически ориентированной группировки ГЛОНАСС. И всё же, учитывая потенциальный стократный разрыв в общей точности, даже ухудшенная, приполярная версия «мусорной» глобальной навигационной системы будет не менее точной и в высоких широтах.

Такая система может быть двухканальной — с передачей информации от каждого приёмника к спутнику, например, для осуществления экстренных вызовов спасателей.

Конечно, остаётся главная проблема всех удачных решений такого рода, с которой в своё время столкнулись и сторонники внедрения дизельных двигателей на транспорте: в альтернативные и однозначно худшие технологии обычных спутниковых систем вложены миллиарды. Тот же Китай в этом году смог обеспечить полное региональное покрытие при помощи системы «Бэйдоу» и специализированных спутников запустил уже слишком много, чтобы без раздумий перейти на новую технологию. Другое дело, что с таким дешёвым «входным билетом» приобрести сантиметровую по точности систему позиционирования могут захотеть другие. Очевидно, Ирану это не дадут сделать санкции, но та же Бразилия или Корея вольны в своих решениях…

Интересно иное: если такая региональная держава захочет сделать свой сигнал открытым даже для высокого уровня точности, борьба с инсургентами в Афганистане существенно усложнится, ведь миномёт и сантиметровая система позиционирования способны на большее, чем просто миномёт и карта за голенищем.

С препринтом соответствующего исследования можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Technology Review.

Источник: http://science.compulenta.ru/724165/





30.05.2045

Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии

Имея мышление бессмертных, парадигму бессмертных в качестве мировоззренческой основы, такие люди обязательно реализуют подобные технологии, и мир радикально изменится. Эволюционная ветвь гомо сапиенс в очередной раз сделает крутой вираж и вынесет человечество к невообразимым высотам, туда, где раньше парили только избранные одиночки – бессмертные и боги.

Подробнее
27.02.2018

Робот открыл холодильник и принес оттуда пиво

Немецкие разработчики научили гуманоидного робота-помощника TIAGo самостоятельно искать путь к холодильнику, открывать его и приносить пиво. Модульный суперкомпьютер NVIDIA Jetson TX2, служащий зрительным центром робота, позволил ему не только эффективно проложить путь, но и найти пиво запрошенной марки по этикетке.

Подробнее
27.02.2018

В Швеции попытаются создать электронные копии умерших людей

Руководство крупной сети шведских похоронных бюро «Феникс» поставило перед собой амбициозную цель: попытаться создать максимально правдоподобные электронные копии усопших людей.

Подробнее
26.02.2018

Учёные из США разработали искусственный аналог глаза

Новое изобретение представили учёные из Школы инженерных и прикладных наук при Гарвардском университете — они создали искусственный глаз, работающий по принципу человеческого.

Подробнее
27.11.2017

Американцы занялись разработкой реактивных дронов для истребителей

Массачусетский технологический институт по заказу ВВС США занялся разработкой компактных реактивных беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы запускать со стандартного подвеса для ракет под крылом истребителя. Новая разработка получила название Firefly.

Подробнее
21.11.2017

Toyota представила гуманоидного робота с экзоскелетным управлением

Компания Toyota представила гуманоидного робота T-HR3, управляемого с помощью экзоскелетного контроллера с шлемом виртуальной реальности. Система позволяет оператору управлять движениями робота на месте или передвигать его, а также чувствовать отдачу при взаимодействии с объектами.

Подробнее
17.11.2017

Человекоподобный робот научился делать сальто

Специалисты Boston Dynamics научили прямоходящего робота Atlas выполнять сальто. Ролик с демонстрацией его новых способностей опубликован на YouTube-канале компании.

Подробнее
27.10.2017

Робот-спасатель от Honda: пять «глаз» и 33 степени подвижности 

На Конференции по робототехнике в Ванкувере компания Honda представила прототип робота-спасателя E2-DR. У новинки 33 степени подвижности, пять «глаз» и защищенный от пыли и влаги корпус.

Подробнее
03.10.2017

Toyota представила автомобиль-робот, в салоне которого сразу 2 водительских места

Казалось бы, суть самоуправляемых автомобилей заключается в том, чтобы максимально обеспечить удобство пассажиров и «убрать» из салона водителя, доверив контроль за ситуацией роботу. Вроде бы логичное решение, но вот автоконцерн Toyota думает иначе. Недавно они представили крайне продвинутую версию самоуправляемого авто. Только вот водительских мест в нем аж целых два.

Подробнее
03.10.2017

RHP2 - гуманоидный робот, созданный для того, чтобы падать, подниматься и снова падать

Исследователи-робототехники во всем мире тратят безумно большое количество времени и усилий для того, чтобы предотвратить или уменьшить вероятность падения создаваемых ими роботов.

Подробнее
02.10.2017

Мифы и факты о сверхумном искусственном интеллекте

Станет ли искусственный интеллект лучшим изобретением человечества или же, наоборот, его худшей ошибкой?

Подробнее
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
Больше мнений

Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Войти по логину 2045.ru

Email:
У Вас еще нет логина на 2045? Зарегистрируйтесь!
Уважаемый единомышленник, если вы поддерживаете цели и ценности Стратегического общественного движения «Россия 2045», регистрируйтесь на нашем портале.

Быстрая регистрация:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, вы можете пройти быструю регистрацию. Для этого выберите сайт и следуйте инструкциям.

Регистрация

Имя:
Фамилия:
Сфера деятельности:
Email:
Пароль:
Введите код с картинки:

Показать другую картинку

Восстановить пароль

Email:

Текст:
Email для связи:
Вложение ( не более 5 Мб. ):
 
Закрыть
план работ корпорации «Бессмертие»